В последние десятилетия слово менеджмент (management с англ. -
управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление
экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, это слово
не использовалось. Отчасти этим объясняется тот факт, что в разговорах об
истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план
выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили
значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности,
сельском хозяйстве, торговле с учетом своих специфических особенностей. К
сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и
обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В
современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления
российской экономикой, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и
других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и
методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не
механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий
поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать
товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию
конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой
целостной системе хозяйства. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления
менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто
решил использовать существующие наработки в области менеджмента [5, с. 98].
Актуальность данной темы заключается в том, что создание собственной
модели менеджмента требует изучения всего ценного, что содержится в зарубежной
теории и практике, использования его лучших достижений в своей деятельности.
Цель контрольной работы состоит в рассмотрении национальных особенностей
менеджмента.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
рассмотрение сущности сравнительного менеджмента;
изучение моделей менеджмента;
определение влияния исторических факторов на развитие менеджмента.
Объектом исследования являются существующие национальные модели
менеджмента.
Предмет исследования - основные признаки и элементы каждой модели.
В качестве теоретической основы контрольной работы использовались учебные
пособия следующих авторов: Пшенникова В.В., Оголевой Л.Н., Румянцевой З.П. и
других ученых.
|