В предыдущем разделе в качестве назначения СМК рассматривалось создание положительных результатов в области, касающейся только достижения целей, установленных политикой предприятия, в то время как изначальным во всех стандартах на СМК основоположным является определение и удовлетворение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, в отношении которых и устанавливаются цели организации.
Также отметим, что стратегическое предназначение СМК, построенной на основе последней редакции стандарта ISO 9001, - это опять же обеспечение удовлетворенности потребителей. Вследствие этого необходимо рассматривать результативность СМК, направленной на достижение цели, но влияющей, в свою очередь, на удовлетворение вполне понятных потребностей и ожиданий потребителей.
Потребители разделяются на 2 группы: внешние и внутренние.
Удовлетворённость внутренних потребителей отслеживается в процессе, описываемом СТП «Анализ состояния дел в области качества руководителями процессов», так как внутренние потребители используют выходные данные и продукцию процессов организации, и по ним определяется, насколько полно и своевременно поступают выходные данные заинтересованным сторонам. Поэтому этот аспект отражён в результатах пункта «Результативность процессов», впоследствии будем говорить именно о внешних потребителях.
Можно провести анализ результативности СМК на основе документов обратной связи с внешними потребителями, а это: поступившие за отчётный период претензии по реализованной продукции и анкетирование потребителей продукции.
В первом случае имеем дело с отношением количества претензий к общему количеству реализованной продукции с классификацией по её видам, соответственно результатом получаем сухую оценку удовлетворённости потребителя качеством приобретённого изделия.
Второй вариант представляет собой более полную информацию об отношении потребителя к заводу-производителю, так как в анкеты включены вопросы не только о качестве изделия, но и о сроках поставки, конструктивном исполнении и прочих факторах.
Потребители не только оценивают, насколько предприятие выполняет работу по заявленным факторам, но и выделяют наиболее важные для себя факторы, что в свою очередь даёт возможность провести анализ важности последних для потребителей и удовлетворённость ими. А в совокупности полученные результаты могут быть использованы для получения общей оценки удовлетворённости потребителей. Анализ результатов анкетирования целесообразно проводить с помощью методов экспертных оценок.
|