При рассмотрении вопроса, что же является результативностью СМК - «степень реализации политики и целей в области качества» или «степень удовлетворения требований, потребностей и ожиданий потребителей?», становится не совсем понятно, исходя из чего всё же анализировать результативность?
На самом деле проблемы здесь нет. Анализ текстов стандартов показывает, что речь идет и о том, и о другом, и даже более - об их неразрывной связи [11].
В стандарте ISO 9004:2000 указано, что цели в области качества касаются не только качества продукции, но и удовлетворенности потребителей.
Следовательно, анализ результативности СМК необходимо рассматривать в комплексе всех входных в этот процесс документов.
Для построения комплексной оценки результативности СМК обратимся к имеющимся документам: стандарту ISO 9001:2008 и СТП «Анализ и совершенствование Системы Менеджмента Качества». Ранее в них были перечислены основные документы, по которым проводится анализ. Ниже этот процесс представлен графически для наглядности (рис. 1).
Рис. 1. Схема процесса анализа результативности СМК
На входе в процесс находятся основные документы СМК, которые поступают для анализа высшему руководству. Управление процессом происходит в рамках нормативно-технической документации (НТД) по методикам, прописанным в этой документации. В качестве механизмов приведены Высшее руководство как персонал, обеспечивающий выполнение процесса, и Управление качеством как область деятельности, несущей в себе основные цели данного процесса, которыми оперирует Высшее руководство.
Распределим основные данные для анализа в несколько групп.
. Результативность процессов СМК - пункт, отражающий состояние основных процессов СМК, непосредственно влияющий на результативность последней. Включает:
- результативность каждого процесса в отдельности, что позволяет выявить наиболее проблемные области в СМК;
- полноту выходов процессов (отражено в критериях результативности процессов).
. Оценка совершенствования СМК - пункт, показывающий результативность механизма совершенствования СМК, заложенного стандартом, и поддержания системы на достигнутом уровне. Включает:
- анализ выполнения рекомендаций по улучшению СМК;
- анализ выполнения корректирующих и предупреждающих действий (далее - КиПД) по результатам аудитов;
- анализ выполнения действий по результатам предыдущих проверок СМК;
- анализ достижения целей в области качества.
. Обратная связь от потребителей - пункт, отражающий отношение внешних потребителей к заводу-изготовителю и к выпускаемой им продукции. Показывает, насколько завод-изготовитель способен удовлетворять требования и ожидания потребителей.
Расчёт оценки результативности системы менеджмента качества
|