бизнес энергетика план экономический
Вопросы организации производственного планирования на предприятии в условиях как плановой, так и рыночной экономики фактически одни и те же, изучались всегда, и прежде всего крупными предприятиями. На таких предприятиях без планирования работы производственных подразделений обойтись нельзя в принципе. Часто российские предприниматели утверждают, что в своей работе не используют такой инструмент управления производством, как производственное планирование, не разрабатывают производственный бизнес-план предприятия, но процветают. Особенно это характерно для предприятий сферы обслуживания. Однако достигается это за счет обмана потребителей услуг, готовой продукции, резкого снижения их качества, а также неуплаты налогов. Теперь предприятия получили полную самостоятельность, а вместе с ней пришла и ответственность за планирование своей деятельности. Директивы и руководящие указания дают уже не министерства и ведомства, а рынок и конкуренция. От качества планирования зависит конкурентоспособность и выживаемость предприятия.
Определение и обоснование конечной цели производства и локальных целей, разработка программ их реализации составляют сущность важнейших функций бизнес планирования на предприятии.
Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть. Деятельность без бизнес-плана - это ответная реакция на совершающиеся события. Работа по плану - это возможность предвидеть, а при необходимости - предупредить характер и содержание приближающихся событий.
Бизнес-план - это качественно новый уровень хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством. Бизнес-план - это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Любое предприятие, фирма, предприниматель всегда должны вести свою деятельность по заранее разработанной программе, т.е. на основе бизнес-плана.
В мировой практике различают различные подходы в бизнес - планировании. Практика планирования выделяет несколько типов бизнес - планов. Каждый тип бизнес - планов имеет свои особенности. В России выделяют четыре типа бизнес - планов:
. Внутренний бизнес - план субъекта хозяйствования.
. Бизнес - план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств.
. Инвестиционный бизнес - план.
. Бизнес - план финансового оздоровления (санации).
Внутренний бизнес - план не имеет особых внешних требований. Напротив, он должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования.
Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость системы планирования снижает ее эффективность.
Системность планирования предусматривает охват всего цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции.
Структуру внутреннего бизнес - плана необходимо адаптировать к системе контролинга.
Следует также отметить, что при расчете бизнес - плана необходимо использовать бухгалтерские полные издержки. Структура, объем внутреннего бизнес - плана регламентируются внутренними требованиями руководства и службы контролинга.
Для подготовки внутреннего бизнес - плана следует использовать современные программные средства: «план», «аналитик», «project expert». При этом программа «project expert» наиболее подходит для российских условий (позволяет учитывать инфляцию, изменение ставок налогообложения и введение новых налогов), и др.
По данному типу бизнес - планов существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес - плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное требование принято во многих странах мира.
Бизнес план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств. Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес плана, существует целый ряд общих рекомендаций.
Подготавливая бизнес - план, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, проекта. Практика показывает, что отсутствие осторожности иногда приводит к краже коммерческих тайн, технологических секретов, коммерческих сделок. В то же время следует заметить, что информация должна быть сбалансированной. По мере «продвижения» бизнес - плана к реальному кредитору необходимо расширить диапазон представления иной информации, при этом все же соблюдая принцип коммерческой тайны.
|