Успеху в поиске дополнительных источников финансирования способствует использование хорошо апробированной за рубежом методики фандрейзинга (fundraising (англ.) - поиск, добывание средств).
Фандрейзинг представляет собой отдельную профессиональную управленческую область по поиску субсидий и денежных средств. Он является основой формирования бюджета некоммерческих организаций в социально-культурной сфере за счет привлечения средств потенциальных спонсоров и меценатов из числа предпринимателей, благотворительных фондов, частных лиц и государственного сектора управления [2].
Руководство фандрейзинговой организации, которая может быть специально создана при каком-либо учреждении социально-культурной сферы, осуществляют авторитетные и состоятельные лица, которые формируют ядро Совета попечителей и вносят в организацию первые вклады.
В этот совет могут войти также и люди, которые:
· пополняют доходы организации из других источников,
· проводят профессиональную экспертизу,
· способствуют повышению престижа организации,
· представляют интересы региона, крупных организаций.
В уставе фандрейзинговой организации может быть определено, что главой Совета попечителей является Президент, которому помогают вице-президент, секретарь, казначей.
Совет попечителей может нанять художественного руководителя - для создания и реализации творческих программ организации, административного директора и его заместителей - по маркетингу, финансам и развитию. К работе организации могут быть привлечены волонтеры - ее добровольные помощники.
Последовательной реализации миссии фандрейзинговой организации способствует план деятельности, в котором представлены разделы:
· анализ внутренних и внешних условий, основной проблемной ситуации.
· цели организации,
· методы их достижения.
Фандрейзинговая кампания по сбору средств первоначально нацеливается на финансовые возможности частных лиц, некоторых фондов, выделяющих субсидии под проекты, местные муниципальные организации.
По мере становления и развития фандрейзинговой организации расширяются возможности в получении финансовой помощи от коммерческих организаций и предприятий, крупных благотворительных фондов, федеральных и городских органов управления и учреждений.
Успех фандрейзинговой кампании зависит от тщательной разработки алгоритмов деятельности по установлению контактов со всеми полезными учреждениями, организациями и лицами, по проведению специальных мероприятий благотворительности [3].
С помощью фандрейзинга в учреждении культуры (искусства) может быть создан на правах юридического лица долевой фонд. Его преимущества заключаются:
· в возможности перечислений различных вкладов на счет фонда (а не учреждения),
· в обеспечении социальных гарантий для работников учреждения (например, при задержке зарплаты),
· в привлечении к благотворительности представителей бизнеса, коммерческого сектора,
· в возможности приумножения полученных средств за счет реализации новых идей и инициатив.
Поиск денежных средств - фандрейзинг - превратился в особую профессиональную управленческую область. Появились первоклассные специалисты, умеющие пополнять бюджет некоммерческих организаций, специалисты, без которых сегодня управленческая структура, например, американских учреждений культуры, немыслима.
Самую значительную часть финансовых поступлений американской организации культуры составляют взносы (иногда очень мелкие: - несколько десятков долларов) большого числа частных лиц. На втором месте - гранты благотворительных фондов. На третьем - пожертвования коммерческого сектора (фирм, банков, страховых агентств и т.д.). И лишь на последнем - государственные вложения (субсидии, распределяемые правительственными агентствами).
Структура поступлений в бюджет российских государственных организации культуры выглядит совершенно по-другому. Подавляющую часть планируемого годового бюджета, необходимого для существования организации, составляют государственные средства (иногда до 90%). Однако в последние годы государственное финансирование снижается, заставляя организации искать иные источники доходов.
Покажем это на примере группы государственных театров и концертных организаций Санкт-Петербурга. В 1994 году структура финансирования десяти разных по жанрам и видам театров и концертных организаций в среднем была такова: 75% их доходов составляло бюджетное финансирование, 20% поступало от продажи билетов и лишь 5% приходилось на долю спонсоров и доходы от предпринимательской деятельности.
|