Для определения эффективности, необходимо выбрать критерий, в соответствии с которым можно судить, эффективна система управления предприятия или нет, если да, то в какой степени. Для количественного выражения эффективности критерий должен быть охарактеризован определенным числовым выражением и соответствовать оцениваемому явлению, быть универсальным и простым в применении, давать однозначную и полную оценку[11].
Вы можете заказывать печать фото на холстах в Воронеже на нашем сайте. С учетом указанных требований, к показателям, характеризующим систему управления, можно отнести:
коэффициент ритмичности производства;
коэффициент экономичности аппарата управления;
коэффициент качества выполнения управленческих функций;
коэффициент оперативности работы аппарата управления;
коэффициент стабильности кадров.
Наряду с общими критериями эффективности, необходимо выявить также и частные критерии, которые помогали бы на различных стадиях проектирования системы управления определять наиболее эффективные направления разработки и внедрения мероприятий по ее совершенствованию.
Считается, что оценить общую эффективность деятельности предприятия возможно при следующих существенных условиях. Первое - предприятие должно быть результативным, т.е. результаты его деятельности востребуются и признаются рынком, потребителем. Результативность измеряется достижением целей организации. Чтобы быть лидером на рынке, большинству организаций приходится периодически менять свои цели соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Второе условие - предприятие должно быть внутренне эффективным. Под внутренней эффективностью понимаются экономичность, наилучшее использование ресурсов и оптимизация процессов управления. Показатель общей эффективности определяется как частное от деления стоимости благ, произведенных предприятием, на общие затраты ресурсов, которые были необходимы для их производства. Главное значение показателя общей эффективности состоит в том, что он отражает как внутреннее использование ресурсов, так и оценку продукции, устанавливаемую на рынке. В этом показателе сопоставляются затраты и усилия на производство благ с их рыночной оценкой[12].
Последние годы тема эффективности предприятия стремительно набирает силу по той доле внимания, которые уделяют ей работники и владельцы предприятий. Причин тому несколько:
. Повышение уровня образования и опыта у работников. Управленцы предприятий, ранее действовавшие по наитию, все больше осознают, что их бизнес можно описать как систему с набором освоенных технологий производства, учета и продвижения товаров и услуг. Поскольку любая система нуждается в оценке для сравнения ее с другими системами, вводится понятие эффективности.
. Естественный отбор вследствие конкуренции. Компании, владельцы которых не задумываются о повышении эффективности, не имеют средств на развитие бизнеса и, как правило, не выдерживают усиливающейся конкуренции.
. Необходимость в оценке управленческих решений. Любое управленческое решение, например, покупка нового оборудования, проведение рекламной кампании и пр., требует оценки с точки зрения экономической целесообразности. И в этом случае увеличение эффективности подразделения или предприятия в целом является мерилом целесообразности принятия того или иного управленческого решения.
Говоря об эффективности, надо понимать, что эффективность предприятия складывается, как здание из кирпичиков, из эффективности отдельных подразделений: производства, отдела продаж, отдела рекламы и маркетинга, кадровой службы. И, безусловно, можно и нужно рассматривать деятельность каждого подразделения с точки зрения оценки текущей ситуации и поиска путей улучшения[11].
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|