Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT матрицы.
Сущность анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственным деятельности предприятия в двух аспектах.
Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяются его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу, выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.
Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл.3.2.1).
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле "СИВ" (сила и возможности); поле "СИУ" (сила и угрозы); поле "СЛВ" (слабость и возможности); поле "СЛУ" (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
Таблица 3.2.1 - Матрица SWOT-анализа МБУ "ЦРБ Куйбышевского района РО" |
Возможности 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка 2. Расширение площади предприятия |
Угрозы 1. Возможность появление новых конкурентов со стороны частных клиник 2. Повышение цен у поставщиков 3. Существующая конкуренция со стороны государственных медицинских учреждений |
"Сильные" стороны Опыт 1. Навык персонала 2. Виды оказываемых услуг 3. Невысокая стоимость платных услуг по сравнению с конкурентами |
Выход на новые рынки - репутация, новейшее оборудование, надежность. Расширение, оказываемых услуг - образованное руководство. |
Появление новых конкурентов - применение собственной уникальной технологии, Существующая конкуренция со стороны государственных медицинских учреждений репутация, надежность, навыки персонала. Влияние на цены покупателями и поставщиками, ценовая политика. |
"Слабые" стороны Небольшая площадь предприятия МБУ "ЦРБ Куйбышевского района РО" не автоматизирована Проблемы, связанные с документооборотом |
Разрешение вопросов по автоматизации и документообороту. Низкая прибыльность. |
Конкурентное давление, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены клиентами и поставщиками. |
Исходя из проанализированной среды предприятия и его основных целей можно сделать вывод, что организация может занять лидирующие позиции на рынке медицинских услуг, но недостатки методов управления, применяющиеся для работы с информацией и клиентами не позволяют этого сделать. Предложенные решения на основе использования сильной ресурсной базы организации, позволят развиваться более эффективно, не только за счет нового оборудования и квалифицированного персонала, но и за счет эффективного управления клиентской базой и документооборотом.
|