Исследование среды объекта и построение сценариев

анализ предусматривает анализ ситуации внутри организации и внешний анализ. Последний представляет собой исследование внешней среды организации, являющейся совокупностью активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности установления и поддержания с целевыми потребителями отношения делового сотрудничества.

Внешняя среда состоит из:

· микросреды, образованной силами, непосредственно касающимися самого предприятия и его возможностей относительно удовлетворения потребностей потребителей, т.е. поставщиками, посредниками, конкурентами, контактными аудиториями, собственно потребителями;

· макросреды, образованной силами, неконтролируемыми со стороны предприятия, т.е. демографическими, экономическими, правовыми, природными, научно-техническими и факторами культурного окружения.

Как было сказано выше, основная задача внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для университета в будущем.

Возможности предприятия представляют собой положительные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести к увеличению экономических и социальных показателей деятельности университета.

Угрозами же являются отрицательные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному снижению потребления услуг университета.

Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии. Эти решения должны быть ориентированы на использование возможностей и защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.

Под второй частью SWOT-анализа понимают анализ и оценку собственного потенциала фирмы. В ходе этого анализа необходимо дать ответы на такие вопросы:

· имеет ли организация необходимые финансовые ресурсы, соответствующее материально-техническое оснащение, необходимые "ноу-хау", позволяющие достичь конкурентных преимуществ;

· сможет ли организация правильно распорядиться имеющимися ресурсами;

· позволяет ли фирме ее кадровый потенциал осуществить поставленные задачи;

· какой имидж и репутацию имеет университет на рынке и т. п.

На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон организации:

· внутренний подход, т.е. определение на основе анализа опыта предприятия и мнений его специалистов;

· внешний - определение на основе сравнения с конкурентами;

· нормативный - на основе мнений экспертов и консультантов.

Перечень слабых и сильных сторон для каждого предприятия строго индивидуален, в сущности - это краткая, объективная и принципиальная его характеристика.

Далее приведен SWOT-анализ деятельности университета. Характерные черты сильных и слабых сторон фирмы, угроз и возможностей внешней среды представлены в таблице.

Таким образом, основные проблемы университета:

· высокие цены на обучение

· недостаток молодых кадров

· специализация на экономическом направлении

· неподготовленность к реформе образования

Таблица 3. SWOT-анализ деятельности университета

Сильные стороны

Слабые стороны

· длительный опыт работы · отличная репутация · высокий спрос на услуги · удачное место расположения · высокое качество образования · отличный преподавательский состав

· стареющий персонал · высокие цены на обучение · недостаточно эффективная работа с абитуриентами

Возможности

Угрозы

· открытие филиалов · снижение издержек · снижение стоимости обучения · модернизация материально-технической базы · обновление библиотеки · получение грантов, дополнительного финансирования

· нестабильность национальной экономики · инфляционные процессы · реформа образования

Далее составим морфологическую карту состояния среды.

Таблица 4.

Сценарии развития

Оптимистичный

Наиболее вероятный

Пессимистичный

Факторы среды

Состояния

Конкуренты

Финансовая устойчивость

Низкая

Средняя

Высокая

Работа с абитуриентами

Слабо развита

Не препятствует поступлению, свобода доступа к информации

Хорошо налажена

Репутация

Низкая

Средняя

Высокая

Склонность к инновациям

Низкая

Средняя

Высокая

Скорость реагирования на факторы внешней среды

Низкая

Средняя

Высокая

Стоимость обучения

Низкая

Средняя

Высокая

Клиенты

Доверие к ВУЗу

Низкое

Среднее

Высокое

Ощущение престижности

Низкое

Среднее

Высокое

Перейти на страницу:
1 2

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.