анализ предусматривает анализ ситуации внутри организации и внешний анализ. Последний представляет собой исследование внешней среды организации, являющейся совокупностью активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющих на возможности установления и поддержания с целевыми потребителями отношения делового сотрудничества.
Внешняя среда состоит из:
· микросреды, образованной силами, непосредственно касающимися самого предприятия и его возможностей относительно удовлетворения потребностей потребителей, т.е. поставщиками, посредниками, конкурентами, контактными аудиториями, собственно потребителями;
· макросреды, образованной силами, неконтролируемыми со стороны предприятия, т.е. демографическими, экономическими, правовыми, природными, научно-техническими и факторами культурного окружения.
Как было сказано выше, основная задача внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для университета в будущем.
Возможности предприятия представляют собой положительные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести к увеличению экономических и социальных показателей деятельности университета.
Угрозами же являются отрицательные факторы (тенденции и явления) внешней среды, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному снижению потребления услуг университета.
Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии. Эти решения должны быть ориентированы на использование возможностей и защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.
Под второй частью SWOT-анализа понимают анализ и оценку собственного потенциала фирмы. В ходе этого анализа необходимо дать ответы на такие вопросы:
· имеет ли организация необходимые финансовые ресурсы, соответствующее материально-техническое оснащение, необходимые "ноу-хау", позволяющие достичь конкурентных преимуществ;
· сможет ли организация правильно распорядиться имеющимися ресурсами;
· позволяет ли фирме ее кадровый потенциал осуществить поставленные задачи;
· какой имидж и репутацию имеет университет на рынке и т. п.
На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон организации:
· внутренний подход, т.е. определение на основе анализа опыта предприятия и мнений его специалистов;
· внешний - определение на основе сравнения с конкурентами;
· нормативный - на основе мнений экспертов и консультантов.
Перечень слабых и сильных сторон для каждого предприятия строго индивидуален, в сущности - это краткая, объективная и принципиальная его характеристика.
Далее приведен SWOT-анализ деятельности университета. Характерные черты сильных и слабых сторон фирмы, угроз и возможностей внешней среды представлены в таблице.
Таким образом, основные проблемы университета:
· высокие цены на обучение
· недостаток молодых кадров
· специализация на экономическом направлении
· неподготовленность к реформе образования
Таблица 3. SWOT-анализ деятельности университета
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· длительный опыт работы · отличная репутация · высокий спрос на услуги · удачное место расположения · высокое качество образования · отличный преподавательский состав |
· стареющий персонал · высокие цены на обучение · недостаточно эффективная работа с абитуриентами |
Возможности |
Угрозы |
· открытие филиалов · снижение издержек · снижение стоимости обучения · модернизация материально-технической базы · обновление библиотеки · получение грантов, дополнительного финансирования |
· нестабильность национальной экономики · инфляционные процессы · реформа образования |
Далее составим морфологическую карту состояния среды.
Таблица 4.
Сценарии развития |
Оптимистичный |
Наиболее вероятный |
Пессимистичный |
Факторы среды |
Состояния |
Конкуренты | |
Финансовая устойчивость |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Работа с абитуриентами |
Слабо развита |
Не препятствует поступлению, свобода доступа к информации |
Хорошо налажена |
Репутация |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Склонность к инновациям |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Скорость реагирования на факторы внешней среды |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Стоимость обучения |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Клиенты | |
Доверие к ВУЗу |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
Ощущение престижности |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
|