. Установление перечня персональных данных.
. Установление круга субъектов, имеющих доступ к персональным данным.
. Использование специального грифа и реквизитов, позволяющих в дальнейшем идентифицировать информацию как конфиденциальную, - «Конфиденциально».
. Учет (регистрация) лиц, фактически получивших доступ к персональным данным.
. Урегулирование отношений по охране конфиденциальности информации работниками и другими лицами на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.
Во всех перечисленных случаях такие действия должны предприниматься своевременно (заблаговременно), и режим конфиденциальности/ секретности будет установлен в отношении информации, исключительно после принятия всех перечисленных мер. В отношении же персональных данных законодатель от такой четкой регламентации действий оператора по неясным причинам отказался. В частности, сформировать перечень персональных данных, обработка которых осуществляется конкретным оператором, представляется вполне возможным. Закон в ст. 5 указывает на то, что персональные данные не должны быть избыточными и превышать объем, необходимый для достижения заранее заявленных целей, а значит, их конкретный перечень можно и нужно сформировать заблаговременно. То же касается персональных данных, обработка которых разрешена на основании закона (персональные данные работников) или содержащихся в договорах между субъектом персональных данных и оператором (обработка персональных данных клиентов, потребителей, абонентов и т.д.). Хоть их обработка не требует соответствующего уведомления органа по защите прав субъектов персональных данных или согласия последнего их также необходимо было бы включить в рассматриваемый перечень. Использование специального грифа также дало бы возможность четкого обозначения той информации, на которую распространяется режим конфиденциальности персональных данных, установленный Законом.
Отдельно стоит рассмотреть проблему охраны конфиденциальности персональных данных в рамках трудовых отношений. По аналогии с другими видами конфиденциальной информации, такие положения необходимо включать в трудовые договоры с работниками, имеющими доступ к конфиденциальным персональным данным. То же касается предупреждения работников о возможной ответственности за передачу, распространение персональных данных, обязанность работников при увольнении передать все носители и другие материальные объекты, содержащие персональные данные, работодателю, обязанность работника сохранять конфиденциальность персональных данных ставших ему известными при исполнении трудовой функции, после расторжения трудового договора и т.д. К сожалению, Закон не содержит ни одного из указанных положений и, более того, в принципе не выделяет работника, т.е. физическое лицо, которое непосредственно при исполнении своих трудовых обязанностей осуществляет эксплуатацию информационной системы, базы/ банка персональных данных и имеет к ним прямой доступ.
Аналогичная ситуация сложилась в вопросе доступа к информационным системам, базам / банкам персональных данных третьих лиц на основании гражданско-правовых договоров, в частности договоров/ о технической поддержке, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем, баз/банков персональных данных, и других подобных случаях.
Учет данных рекомендаций позволил бы разрешить множество вопросов, связанных с привлечением к юридической ответственности виновных лиц, и в большей степени ее дифференцировать. Поскольку, по аналогии с другими видами конфиденциальной информации, чаще всего субъектом ответственности является специальный субъект, т.е. лицо, имеющее допуск/ доступ к ней на законном основании и принявшее в добровольном порядке на себя обязательства по сохранению конфиденциальности.
Отметим еще один существенный аспект, связанный с охраной конфиденциальности персональных данных. Основным «конфидентом» в отношении персональных данных, на основании Закона следует считать «оператора», а в некоторых случаях третьих лиц, которые получили к ним доступ. При этом сам субъект персональных данных, являясь одним из участников отношений по охране их конфиденциальности, такой обязанности по закону не несет. Более того, он обладает рядом «эксклюзивных прав» - правом доступа к своим персональным данным, включая право требовать их уточнения, а также, что самое главное, вправе в любой момент снять режим конфиденциальности - согласиться на их общедоступность, сообщить их или передать их третьим лицам, другим операторам, и в целом распорядиться ими по своему усмотрению. Однако оператор, как конфидент, предположительно, обязан сохранять иногда конфиденциальность персональных данных, ставших фактически общеизвестными. К примеру, если они стали таковыми без согласия субъекта в результате противоправных действий, предположим, путем публикации в СМИ. В таких случаях требовать дальнейшего сохранения конфиденциальности информации в большинстве случаев было бы просто нелогично, поскольку эта информации стала общедоступной. Общедоступность же персональных данных четко обусловлена двумя условиями - это согласие субъекта или прямое требование закона (например, положения ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающая идентификацию лица при совершении крупных сделок и передачу этой информации в соответствующие государственные структуры). Следовательно, ввиду отсутствия упомянутых выше двух условий в рассматриваемой ситуации, оператор по-прежнему был бы обязан сохранять их «конфиденциальность», как это ни парадоксально. В противном случае это было бы прямым нарушением прав субъекта, который мог пострадать, если бы информация о его частной или личной жизни, содержащаяся в персональных данных, стала предметом всеобщего обсуждения.
Перейти на страницу: 1 2 3
|