Очень важным предметом влияния руководителя на корпоративную культуру является его тип мышления и особенности мировоззрения. В этой главе я рассмотрю варианты типов мышления руководителя на основе типологии, приведённой М.Литваком в его книге «Если хочешь быть счастливым» и воздействие этих особенностей мышления на атмосферу коллектива и на организационную культуру предприятия. Литвак предлагает четыре параметра оценки личности «Я» (отношение к себе), «ВЫ» (отношение к близким), «ОНИ» (отношение к людям вообще) и «ТРУД» (отношение к предметной деятельности). Все эти четыре позиции оказывают прямое влияние на тип взаимодействия руководителя с сотрудниками, а значит и на корпоративную культуру компании. При оценке личности человека каждый из параметров может быть оценен как «+» или как «-». Знак «+» означает благополучие в данном параметре характера, а знак «-» означает, что данная позиция по каким-то причинам ослаблена и является так называемой зоной развития или ресурсом развития конкретной личности, и компании в целом.
Если все 4 позиции характеризуются знаком «плюс» - а именно ощущение себя и окружения относительно этой позиции позитивно, то руководство максимально эффективно. Если же хоть в одной позиции есть «минус» - что может характеризоваться излишним беспокойством, или ослаблением этой зоны, то это является ресурсом, возможным объектом развития личности руководителя. При этом много энергии человек тратит на постоянную компенсацию этого ослабленного пункта. Метафорически - вместо того, чтобы зашить рану - постоянно меняет бинты, хотя мог бы заняться действительно важной и полезной деятельностью. Таким образом, руководителя, вместо раскрытия своих способностей и максимальной реализацией внутриличностных ресурсов, постоянно занят заполнением эмоциональных пустот в «проваленной» зоне. Такие процессы руководителя не могут не отражаться на корпоративной культуре компании. Из взаимоотношений руководителя и его подчиненных можно вывести такой фактор, как социальная ответственность.
|