SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов - «strength», «weaknesses», «opportunities», «threats» - «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»). Этот анализ Сильных и Слабых сторон организации, Возможностей и Угроз во внешней среде, основан на исследовании действительного и потенциального рынков и служит средством выявления конкурентных преимуществ и проблем бизнеса и разработки стратегии развития организации.
SWOT-анализ является обобщающим анализом и базируется на проведенном ранее анализе внутренней среды, внешней микросреды (модель пяти сил конкуренции), внешней макросреды (PEST-анализ).
Для проведения SWOT-анализа необходимо выполнить следующие действия (рис. 4.1):
определить основное направление развития предприятия (его миссию);
взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать;
определить цели предприятия, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей).
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы (рис. 4.2) необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Рисунок 4.1 - Последовательность действий для проведения SWOT-анализа
Рисунок 4.2 - Матрица SWOT-анализа
Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (табл. 4А).
Таблица 4А - Матрица SWOT-анализа |
ВОЗМОЖНОСТИ
1. Появление новой розничной сети и т.д. |
УГРОЗЫ
1. Появление крупного конкурента и т.д. |
Сильные стороны
1. Высокое качество продукции |
1. Как воспользоваться возможностями: - попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции |
2. За счет чего можно снизить угрозы: - держать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции |
Слабые стороны
1. Высокая себестоимость продукции |
3. Что может помешать воспользоваться возможностями: - новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов |
4. Самые большие опасности для фирмы: - появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам |
анализ позволяет:
определить ключевые факторы успеха (КФУ) предприятия;
определить основные направления развития предприятия;
сформулировать основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
КФУ (сильные стороны) должны рассматриваться как фундамент разрабатываемой стратегии. Задача аналитиков заключается в том, чтобы выделить 3-5 наиболее важных на ближайшую перспективу КФУ, например, путем ранжирования всех выделенных факторов, имеющих значение для данного предприятия. Именно они должны потом лечь в основу стратегии предприятия. Ключевые факторы предприятий успеха могут определяться в следующих областях:
§ Инновации;
§ Организация производства.
§ Маркетинг.
§ Оборудование.
§ Финансы.
§ Система сбыта.
§ Кадры;
§ Месторасположение.
§ Имидж организации.
|