Большинство авторов сходится на том, что в организации можно выделить три уровня управления: нижний, средний и высший (рис.1).
Рис.1 Иерархия управления
Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.
Социолог Т. Парсонс предложил следующие названия уровней в соответствии с выполняемыми функциями: технический, управленческий и институциональный. Он обращает внимание на то, что технические управленцы занимаются операциями и действиями, необходимыми для эффективной непрерывной работы организации; функции менеджеров управленческого уровня: координирование, согласование и организация работ; институциональные менеджеры занимаются стратегическим планированием, организационными изменениями, выполняет представительскую функцию, адаптирует организацию к внешней среде.
|