Конфликты, представляющие собой сложное социально - психологическое явление, весьма многообразны, и их можно классифицировать по различным признакам. Существуют различные варианты классификаций конфликтов. Е.Л. Драчева по содержательной и качественной стороне конфликта выделяет три основных вида [6; с.244].
Первый вид конфликта можно условно обозначить "+ +" (плюс - плюс). Примером данного варианта конфликта являются разногласия между менеджером и его заместителем по поводу вида поощрения сотрудников отдела за хорошо выполненную (деньги или ценные подарки). Конфликт, как правило, легко разрешается, поскольку здесь имеются два благоприятных варианта его разрешения.
Второй вид " - " (минус - минус). Примером в данном случае может быть необходимость выбора одного из двух поставщиков сырья для предприятия. Как выяснилось, оба варианта оказались неудовлетворительными в связи с невысоким качеством. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу: "выбрать из двух зол меньшее". Разрешение конфликта требует значительных затрат времени и сил.
Третий вид конфликта "+ - " (плюс - минус). Здесь сталкиваются положительные и отрицательные варианты.
Достоинство данной классификации заключается в ее простоте и одновременном понимании того, что понятие конфликта далеко не однозначно [6; с.245].
Рисунок 1 - Классификация конфликтов.
Индивидуально-групповые конфликты носят в большей степени психологический характер.
. Внутриличностный конфликт возникает при несовпадении личных потребностей работника и целей организации или коллектива сотрудников.
. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиции целей, ценностей или поведения. Конфликт "личность - группа".
3. Конфликт между личностью и группой - это конфликт, возникающий в результате противоречий между личностью и группой. Конфликт может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается.
4. Межгрупповой конфликт. Противоборствующие стороны - группы (малые, средние и микро-группы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов.
Организационные конфликты возникают в рамках служебных отношений между различными категориями работников предприятия:
. Иерархические конфликты характерны для организационных структур с многоуровневым управлением.
2. Межфункциональные конфликты преимущественно возникают между сотрудниками разного ранга функциональных подразделений.
3. Линейно-штабные конфликты обычно являются следствием несовершенной структуры управления предприятием.
4. Формально-неформальные конфликты - разновидность служебных отношений, если в них присутствуют родственные или дружеские связи [3; с.245].
В зависимости от источников конфликта С.М. Емельянов выделяет следующие виды конфликтов:
1. Структурные конфликты, то есть конфликты между структурными подразделениями;
2. Инновационные конфликты - это конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями;
3. Позиционные конфликты. Возникают на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;
4. Ресурсные конфликты, т.е. конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов;
5. Динамические конфликты - это конфликты, социально-психологической динамикой организации [7; с.241].
Рассмотрев классификации конфликтов, можно прийти к выводу, что конфликты весьма многообразны и существует множество вариантов классификаций по различным критериям, из которых основополагающими являются содержательная и качественная сторона конфликта, адресность, источники столкновений, а также типы функциональных систем.
Анализируя конфликты, возникающие в организациях, очень важно определить их причины. Зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию противоречий, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Осознание причин конфликтов определяется источниками их возникновения [10; с.164].
Источником конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов, целей.
X. Корнелиус и Ш. Фэйр выделяют несколько основных причин возникновения конфликтов.
1. Ограниченность ресурсов. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы всегда ограничены. Задачей руководства является оптимальное распределение ограниченных ресурсов между различными структурными подразделениями предприятия. Однако сделать это достаточно трудно, так как критерии распределения обычно достаточно условны.
|