По нашему мнению, аттестация позволит добиться реального повышения эффективности работы персонала, если она не будет ограничиваться лишь констатацией существующего положения. Аттестация должна работать на будущее, на перспективу, на развитие работников. К сожалению, большинство российских организаций только начинает подходить к пониманию этой цели применительно к такой оценочной процедуре, как аттестация, призванной выполнять роль одного из важнейших инструментов определения путей развития работников.
На наш взгляд, сегодня назрела необходимость изменения приоритетов при проведении аттестации. Не отказываясь от определения в ходе аттестации степени соответствия работников требованиям к занимаемой должности, все более актуальным становится использование этой процедуры для выявления проблем и препятствий, снижающих отдачу от работников, и определение путей более эффективного управления персоналом организации.
В научных публикациях цели проведения аттестации связывались, в основном, с улучшением подбора кадров, повышением деловой квалификации, развитием инициативы и трудовой активности работников. Это, несомненно, основная задача аттестации, но с началом перестройки, усилением демократических начал в решении производственных вопросов, цели аттестации значительно расширились, а результаты аттестации стали непосредственно связываться с оплатой труда, стимулированием профессионального роста руководителей и специалистов.
Что касается нормативных актов, принятых в последние годы, то, например, целями аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, как указывается в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. №234, являются: а) объективная оценка деятельности руководителей предприятий и определение их соответствия занимаемой должности; б) оказание содействия в повышении эффективной работы предприятий; в) стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.
Следовательно, аттестация руководителей и специалистов проводится в целях объективной оценки пригодности их к дальнейшей работе, выявления кадрового резерва на повышение по должности, стимулирования роста их квалификации, повышения ответственности и исполнительской дисциплины, и призвана способствовать:
- совершенствованию деятельности предприятий по подбору, повышению квалификации и расстановке служащих;
- определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности;
- повышению продуктивности управленческого труда и развитию творческой инициативы;
- обеспечению социальной защищенности работников в условиях рыночных отношений путем дифференциации их труда;
- решению вопроса о повышении служащему очередного квалификационного разряда, категории, классного чина, дипломатического ранга.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что одной из главных целей аттестации сегодня должно стать управление развитием персонала: выяснение индивидуальных потребностей работников в обучении, формирование кадрового резерва, повышение уровня трудовой мотивации работников.
Перейти на страницу: 1 2 3
|