В связи с переходом на новые условия хозяйствования и проводимые в России рыночные реформы с начала 90-х годов ХХ века и в настоящее время, российская культура труда и, соответственно мотивация труда, претерпевают значительные изменения. Это явление можно объяснить следующими причинами.
Во-первых, в связи с либерализацией цен, инфляционными процессами, рыночной конкуренцией предприятий исчез дефицит товаров повседневного и социального спроса. Структура производства от преобладания продукции военно-промышленного комплекса сместилось в сторону социальных ориентиров, появление частной собственности на землю и недвижимость, открытость границ и возможность путешествовать за рубеж, огромный приток в страну импортных товаров из разных стран мира бывших до этого времени лишь недосягаемой мечтой многих наших сограждан, привели к преобладанию материальных потребностей людей. период накопления капитала и сбережений, пришедшийся на 90-е году ХХ века при ослабленном контроле со стороны государства, появление свободно конвертируемой валюты, заставили людей зарабатывать денежные средства всеми возможными легальными и нелегальными способами. Поэтому в мотивации трудовой деятельности на первый план вышли материальные потребности, превалирующие и по сей день.
Работа Доставка цветов в Верхней Пышме доставка-букетов.ру. В связи с этим, большое значение приобрели экономические методы мотивации. Главную роль здесь играет стимулирование, составляющее материальную основу мотивации. Многие руководители и ученые-экономисты считают материальное стимулирование основным фактором развития коммерческих предприятий.
Вторая причина изменения мотивации - это то, что потребности людей в безопасности и защищенности перестали удовлетворяться со стороны государства и руководства предприятий так, как это происходило в советское время.
Рынок по своей природе не совершенен и не призван к решению социальных проблем. Эту функцию выполняет государство, которое вмешивается в рыночную экономику и путем принятия соответствующих законов стремится устранить социальное неравноправие и снизить социальную напряженность в обществе. однако, в любой стране с рыночной экономикой одной из тяжелейших социальных проблем является безработица, так как рынок труда и рабочей силы, так же как и любой другой, подвержен воздействию спроса и предложения.
Поэтому многие работники абсолютно не уверены в совей занятости на конкретном рабочем месте и боятся потерять работу. При этом, качество их труда не всегда является основной причиной потери рабочего места, так как организация - это открытая система, действующая во внешней среде и, следовательно, подверженная воздействию экономических циклов, кризисов и других экономических явлений. Если предприятие разоряется, то в первую очередь оно увольняет большую часть своих работников. В связи с этим, говоря о мотивации труда, следует учитывать, в какой стадии находится национальная экономика, так как на каждом этапе некоторые элементы мотивации будут разниться.
Социальные потребности в настоящий период времени не менее важны, чем материальные потребности. Однако, от советского времени, они носят не коллективный, а индивидуальный характер. К ним относятся такие факторы мотивации, как многолетняя привычка работы в одном коллективе, возможность свободного и дружеского общения с коллегами по работе и, граничащей с самоуважением, фактор ощущения своей необходимости людям, как коллегам, так и клиентам, и другим, находящимся во внешней среде. Социальные потребности могут учитываться или не учитываться руководителями экономических субъектов, удовлетворяться или не удовлетворяться, но исследования подтверждают то обстоятельство, что там, где эта группа потребностей удовлетворяется, в коллективе благоприятный социально-психологический климат, а текучесть кадров снижается. При этом даже в период экономического спада или депрессии, когда руководители предприятий не в состоянии активно стимулировать работников материальными методами поощрения, упомянутые социальные факторы мотивации играют роль внутреннего вознаграждения и работники продолжают работать на предприятии.
Следует отметить, что социальные потребности свойственны всем возрастным группам, независимо от уровня образования и должностного статуса.
Особенно остро это проявилось в 1992-1994 годах, когда в стране свирепствовала инфляция и на подавляющем большинстве предприятий заработная плата либо не выплачивалась вовсе в течение долгого времени, либо платилась в очень малом размере. Эти меры преследовали цель снижения совокупного спроса и соответственного снижение цен. Однако многие работники продолжали работать на своих предприятиях, в силу потребности в причастности к своему предприятию.
|