Обучение в системе активных методов не выступает, как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы учащихся (участников активных методов). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнёров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.
Первоначально активные методы обучения получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, поэтому активные методы, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем такие методы стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.
Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую позицию. Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому в следующей подтеме рассмотрим основные виды активных методов обучения.
|