Использование активных методов обучения в Ставропольском краевом клиническом онкологическом диспансере было обусловлено новыми задачами, вставшими перед руководителями сестринского персонала: не только давать знания, но и обеспечить формирование и развитие творческого мышления.
Для обучения медицинских сестер на рабочем месте используют такие активные методы обучения, как производственные деловые игры, блиц-игры, «мозговой штурм», программированное обучение, ситуационные игры.
В производственной деловой игре «Возникновение чрезвычайной ситуации» медицинский персонал отрабатывает навыки правильного реагирования и поведения при возникновении пожара, обнаружении оставленного без присмотра предмета, анонимном звонке с информацией о минировании здания и др.
Кроме того, в диспансере разработан сценарий деловой игры «действия медицинского персонала при выявлении больного с подозрением на наличие особо опасной инфекции». Сюжеты игр отражают реально существующие в стране и здравоохранении проблемы (угроза терроризма, крымская геморрагическая лихорадка, холера и др.). Чем быстрее и четче медицинские сестры будут действовать в смоделированной ситуации, тем меньше ошибок они допустят при возникновении реального чрезвычайного происшествия. Специалисты, проводящие обучение, обязательно обсуждают результаты игры, анализируя допущенные ошибки.
Блиц-игры обычно применяют в процессе работы со студентами, которые проходят учебно-производственную практику на базе стационара, и молодыми специалистами. Целью блиц-игры является установление личного контакта со студентами и молодыми специалистами, а также определение объема и уровня их теоретических знаний по определенной теме. В основе блиц-игры лежит определенная ситуация. Например, при демонстрации учебного видеофильма с помощью коротких вопросов руководитель блиц-игры может выяснить, насколько хорошо усвоена обучающимися новая тема.
Деловая игра «Мозговой штурм» направлена на коллективное выдвижение идей и их развитие. Этот оперативный метод решения проблемы, рожденный в системе управления, основан на стимулировании творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решения, догадок, ассоциаций, различных идей и предложений (например, по организации и проведению мероприятий «день медицинского работника», «Лучший по профессии» и др.). Процесс экспертизы довольно трудоемкий, так как требует оценки каждого предложения. Этот метод дает возможность медицинским сестрам высказывать даже самые абсурдные идеи не боясь критики, однако он не дает гарантий, что в числе выдвинутых идей найдется рациональное зерно, которое поможет принять правильное решение.
В работе с медицинскими сестрами очень эффективен метод программированного обучения. В диспансере компьютерами оснащены все отделения. Разработаны такие программы, как тестовые задания по ВИЧинфекции, ГО и ЧС, неотложной помощи.
При обучении медицинских сестер выполнению манипуляций часто практикуется просмотр видеофильмов. По наблюдениям, правильное использование видеофильмов способствует повышению интереса медсестер к своей профессии.
Со студентами, которые проходят практику, проводят ситуационные игры. Им предлагают ситуацию, при которой необходимо выбрать оптимальный вариант. Решая задачи с неопределенным искомым и избыточными сведениями в условии, обучающиеся выбирают главное, ставят сестринский диагноз, намечают план оказания неотложной помощи, составляют план сестринского ухода.
|