Система управления качеством продукции

Качество как результирующая совокупность полезных для человека или социальной системы свойств объекта определяется совместным действием множества факторов, имеющих различную природу и зачастую являющихся случайными параметрами. Вместе с тем, влияние преобладающей части таких факторов может быть учтено и рационально скорректировано в процессе создания соответствующего объекта. Целенаправленная деятельность по координации влияния отдельных определяющих результирующий уровень качества объекта факторов, представляет собой управление качеством этого объекта.

Все существующие подходы к управлению качеством могут быть разделены на два вида: административное и экономическое.

Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных параметров соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100%. Для выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупненных процедур:

весь цикл жизни соответствующего изделия разбивается на отдельные этапы (этап маркетинговых исследований, этап производства, этап реализации, этап эксплуатации (потребления) и этап утилизации), для каждого из которых определяются основные стадии и факторы, способствующие образованию тех или иных отклонений (дефектов);

вся совокупность возникающих дефектов структурируется по отдельным уровням и группам;

для каждой однородной группы возможных дефектов проектируется комплекс мер по их предотвращению и доведению результирующего уровня качества до 100%.

При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления при данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель.

Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчетный уровень качества не задается неизменным на уровне 100%, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, требующейся для его достижения. Как положения теоретической экономики, так и практическая хозяйственная деятельность многих предприятий показывают, что динамика затрат на обеспечение качества продукции и динамика возникающей отдачи, выражающейся изменением уровня предельного дохода, связаны друг с другом относительно устойчивой зависимостью (рис. 1.1).

Изображенная на рисунке область, заключенная между точками Q1 и Q4 характеризует зону положительной рентабельности, в долгосрочном масштабе времени являющейся основой существования любого предприятия. Первоначально вложенные в создание соответствующего продукта (носителя качества) средства, обеспечивают предприятию принципиальную возможность прибыльной работы, основывающейся на предельно необходимом соответствии достигнутого уровня качества этого продукта требованиям рынка (точка Q1). По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит рост соответствующей удельной отдачи, который, однако, характеризуется все более медленными темпами (т.е. снижением уровня эластичности). Далее наблюдается ситуация (точка Qопт), при которой отдаление кривых достигает своего максимального значения. Это - оптимальная с точки зрения максимизации прибыли ситуация, при которой эластичность предельного дохода по затратам на повышение качества становится единичной и, соответственно, каждый рубль, вложенный в совершенствование качественных параметров дает один рубль дополнительного дохода. Если затраты на повышение качества начинают превышать достигнутый оптимальный уровень, то их отдача начнет снижаться, причем темпы данного процесса будут непрерывно возрастать. В конце концов возникнет такая ситуация (точка Q4), когда предприятие, не смотря на высокий уровень качества своей продукции, принципиально не сможет прибыльно ее реализовывать, поскольку покупатели будут негативно реагировать на чрезмерно высокий уровень производственных затрат.

Перейти на страницу:
1 2 3

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.