Конкретными организационными формами коллегиального принятия управленческих решений могут быть:
- оперативное совещание администрации;
- заседание творческой группы;
- рабочая встреча членов проекта;
- собрание коллектива и др.
Формами коллегиального генерирования новых идей могут стать такие нерегламентированные типы взаимодействия, как:
- коллективные обсуждения;
- «мозговой штурм»;
- деловые игры и др.
К положительным характеристикам коллегиальных форм принятие управленческих решений относятся:
- рост интеллектуального, творческого потенциала участников взаимодействия;
- повышение вероятности раскрытия новых аспектов, ракурсов анализа проблемы и альтернативных способов ее решения;
- обеспечение большей важности принятия решений;
- активизация инициативности работников;
- рост ответственности работников за выполнение решения.
К дополнительным трудностям, которые возникают в процессе использования коллегиальных форм, относятся:
- усложнение организационной работы (поиск подходящего помещения, согласование времени встречи, составление плана совещания и т.п.);
- потребность в дополнительной подготовке руководителя для четкого изложения своей позиции;
- необходимость прогнозирования возможных споров между участниками взаимодействия при обсуждении самых острых вопросов;
- потребность в предварительной подготовке проекта коллегиального решения и продумывании процедуры его обсуждения;
- необходимость подготовки руководителя к деловому общению в условиях конфликтных ситуаций, поскольку вероятность их при коллегиальных способах принятия управленческих решений значительно возрастает [8].
На эффективность работы коллегиальных органов управления влияет ряд факторов:
1. Продолжительность заседания. Не должна превышать одного академического часа. На практике ввиду отсутствия культуры общения, культуры речи и мышления, общей культуры проведения заседания затягиваются. Часто время «крадут» те участники, кто хочет покрасоваться, продемонстрировать свой ум, независимость суждений и т. п.
2. Состав обсуждаемых вопросов. При тщательном отборе состава вопросов, выносимых на коллегиальное обсуждение, можно сократить их количество в два-три раза. На коллегиальное обсуждение должны выноситься вопросы, действительно требующие коллегиального обсуждения.
. Количество и состав участников. Численность группы должна находиться в пределах 5-10 человек. Участники заседания должны уметь играть следующие психологические роли:
- председатель: терпимость к чужим решениям и мнениям, толерантность; знание участников группы, «общее руководство»;
- ускоритель решений: контролирует содержательный аспект совещания; легко совмещается с председателем;
- генератор идей: способность к нестандартному мышлению, фантазерство;
- оппонент: способность трезво и одновременно непредвзято оценивать предлагаемые решения;
- разведчик: контактность с людьми и умение собирать информацию; связь с внешней средой;
- доводчик: уточняющий человек, дотошный, «зануда»;
- практик-организатор: способный реализовывать принимаемые решения; «технолог» по реализации принятого решения.
- душа группы: способность гармонизировать отношения; препятствовать возникновению конфликтов и напряженности.
4. Подготовка заседания. Раздаточный материал, определение времени проведения совещания (в 9-11, либо в 19-21 ч). С целью экономии продуктивного рабочего времени рекомендуется для совещаний использовать вечерние часы.
Перейти на страницу: 1 2 3
|