Стратегическое управление - это процесс поэтапной постановки стратегических целей, выработки стратегии, организации ее реализации и коррекции. Составляющими стратегического управления являются -- стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегический контроллинг определение бизнеса и миссии предприятия;
представление о роли предприятия;
разработка его долгосрочных и краткосрочных целей;
разработка стратегии предприятия;
реализация стратегии.
Видение - концепция развития организации, разрабатываемая ее собственниками (акционерами) на максимальный стратегический горизонт (10-15 лет). Формируя видение, собственники отвечают на важнейшие, для выработки стратегии, вопросы:
каковы важнейшие ценности и деловые принципы компании?
кто клиент компании, и какие ценности мы ему предлагаем?
каков желаемый масштаб бизнеса, его структура и территориальная локализация?
какова модель создания добавленной стоимости в компании?
каковы факторы стратегического контроля?
Главной из основных функций менеджмента является функция прогнозирования и планирования. Рассмотрим следующие составляющие этой функции на конкретных примерах. Процесс начинается с определения миссии и роли предприятия.
Миссия - это основное предназначение предприятия, четко выраженная причина его существования, на основе которой разрабатывается дерево целей предприятия. Концепция организации миссии отражает существующие на рынке возможности удовлетворения конкретных потребностей, поставляя данный вид продукции для данной категории потребителей в условиях конкурентной борьбы. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма.
При планировании, очевидно, надо исходить из того, для чего предназначена фирма, в чем состоит ее «миссия» в мире бизнеса. В наиболее общих терминах стратегический менеджмент - средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии.
Целеполагание - самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием.
Стратегические цели - это система взаимосвязанных долгосрочных задач и соответствующих показателей по их достижению.
Конкретизацией миссии фирмы являются ее стратегические цели, т.е. цели на долгосрочный период, например, на 10 лет.
Задачи. Следующим уровнем конкретизации являются задачи, которые должны быть решены для достижения той или иной стратегической цели.
|