Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы. Таким образом, чтобы стать истинно деловым руководителем или специалистом, недостаточно одной компетенции, то есть суммы знаний, позволяющих глубоко разбираться в деле и решать возникающие проблемы.
Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений.
Один из наиболее полных перечней квалификационных требований к управленческому персоналу:
· понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организаторских структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
· способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
· ораторские способности и умение выражать мысли;
· владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
· способность налаживать отношения между фирмой и и ее клиентами, управлять человеческими ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
· способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
· На основе практического опыта выработаны требования к профессиональной компетенции руководителей:
· знание должностных и функциональных обязанностей, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;
· понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;
· владение искусством управления человеческими ресурсами и эффективной мотивации персонала к достижению поставленных целей, повышению организационной культуры;
· владение искусством налаживания эффективных связей с внешней средой;
· умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе.
Практика показывает, что одни руководители и специалисты умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу.
Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, принятое руководителем, - свидетельствует о том, что у такого руководителя нет полного набора качеств, необходимых ему.
Система личностных качеств руководителей и специалистов
Чтобы руководитель или специалист мог успешно управлять трудовым коллективом, он должен удовлетворять некоторым требованиям к его личности. Эти требования довольно многогранны и жестки. Четко определить содержание требуемых для руководителя качеств довольно сложно. Если лицам, назначающим на руководящую работу, предложить составить обстоятельный список таких качеств, то почти наверняка их позиции разойдутся.
Существует много подходов относительно методологии и практики определения требований к качествам руководящих работников.
Качества, присущие современному руководителю.
Хороший руководитель - это человек:
· открытый, экстравертивный (обращенный вовне);
· любознательный, восприимчивый;
· решительный, ориентированный на результат;
· опытный, критически настроенный, терпеливо относящийся к ошибкам;
· обаятельный, спокойный, внушающий доверие;
· внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;
· смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;
· готовый способствовать развитию других.
Все многообразие требований к руководителям может быть сведено в три группы: мировоззренческие, деловые, нравственно-психологические. Но ведь важно не только правильно установить объективные требования профессиональной пригодности руководителя. Не менее важно разработать методы их распознавания у людей, овладеть обоснованной технологией оценки и отбора кадров.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|