Проводя оценку торгового персонала, нужно руководствоваться двумя базовыми принципами:
- Принцип разумной достаточности. Процесс оценки должен быть не слишком масштабным, чтобы не отвлекать работника от его основной деятельности, но и не слишком фрагментарным;
- Принцип большего охвата. Необходимо оценивать работника с некоторым «запасом», то есть несколько шире, чем определено требованиями его рабочего места. Таким образом, менеджер по персоналу получит ценную дополнительную информацию о сотруднике.
При планировании и проведении комплексной системы оценки торгового персонала используются разные способы, которые можно условно разделить на открытые и неявные.
К открытым способам относятся:
Аттестация - аудит персонала, который позволяет оценить, насколько имеющиеся человеческие ресурсы компании способны справиться со стоящими перед ней задачами.
Метод «оценка 360°» - мнение о компетентности сотрудника высказывают его начальники, коллеги и подчиненные. Работа по этому методу обычно проводится с использованием опросников, в которых предлагается оценить сотрудника по определенному набору критериев.
В классическом варианте профессионализм оценивается по пятиуровневой системе:
А - лидерский уровень;
В-сильный уровень;
С - базовый уровень;- недостаточный уровень;
Е - неудовлетворительный уровень.
Итоговые данные сводятся в таблицу (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка специалиста по методу «360°» |
Коллеги аттестуемого |
Подчиненные аттестуемого |
Руководитель аттестуемого |
Сам аттестуемый |
Работа в команде | | | | |
Развитие подчиненных | | | | |
Инициативность | | | | |
Основные задачи аттестации:
- оценка эффективности работы торгового персонала за предыдущий год;
- постановка и согласование задач на следующий период;
- выявление потенциала для формирования кадрового резерва;
- выявление потребностей в обучении и развитии;
- определение структуры мотивации работника;
- установление эффективной обратной связи «сотрудник - руководитель».
В процессе аттестации оцениваются три основных параметра:
- профессиональные достижения;
- квалификация (знания, умения, навыки);
- личностный потенциал.
Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку «360 градусов» достаточно надежным инструментом. В качестве эксперта может быть привлечен и сам претендент на должность: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития. [17]
Метод «360 градусов» может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития.
При формировании кадрового резерва компании нужно иметь в виду, что не все требуемые на новой позиции качества можно применить на текущем месте работы, поэтому на основе «360 градусов» не всегда удается точно определить, как человек поведет себя в новой должности. В такой ситуации следует использовать профессиональные тесты, профильные бизнес-кейсы, assessment-центры, то есть создать аналог будущей профессиональной ситуации и оценить поведение человека в ней. [6]
Экзамен - проверка знаний, умений и навыков сотрудника, организуемая по схеме: составление вопросов - формирование билетов - проведение экзамена - выставление оценки.
Перейти на страницу: 1 2 3
|