Оценочное собеседование - беседа, которая проводится непосредственным руководителем и охватывает весь спектр оперативной деятельности подчиненного.
Ролевая игра - проигрывание типичных ситуаций в работе с клиентом. Как правило, в роли клиента выступает бизнес-консультант, а оценка работника строится на основе мнения непосредственного руководителя, коллег и бизнес-консультанта.
Оценка со стороны клиентов - опрос (анкетирование) клиентов о работе продавца.
Центр оценки - комплекс оценочных мероприятий, проводимых с группой сотрудников (с использованием набора тестов и кейсов), который дает возможность смоделировать различные аспекты деятельности и диагностировать поведение сотрудников в той или иной ситуации.
Самооценка сотрудников. Ежемесячные мероприятия, проводимые в виде беседы с непосредственным руководителем и в ходе аттестации. Самый простой вариант - человеку предлагается «разместить» себя на шкале виртуальных торговых работников (от очень хороших до плохих) и дать последующий комментарий. Более сложный путь - анкетирование торгового персонала.
Рейтинг - ежемесячное ранжирование торговых работников по ряду критериев (объем продаж, степень выполнения плана и пр.). Строится он на основе плановой регулярной оценки.
К неявным способам относится популярная и хорошо описанная методика «таинственный покупатель», которая позволяет диагностировать качество обслуживания, профессиональные знания продавцов, их умение работать с конфликтными покупателями, справляться с возражениями клиентов и стрессом. Рекомендуем использовать ее для того, чтобы оценить:
- коммуникативные навыки (вежливость, умение поддержать разговор, способность увлеченным рассказом о товаре стимулировать интерес покупателя);
- знание товара;
- артистичность.
Анализ результатов «посещения таинственного покупателя» целесообразно строить по методу критических инцидентов:
- Как состоялся первый контакт между продавцом и клиентом?
- Предлагал ли продавец товар и каким образом?
- Каковы результаты диалога продавца с клиентом?
- Как поведение продавца повлияло на выбор клиента?
- Какие выводы сделал продавец после общения с клиентом?
- Какие действия продавец предпримет в будущем в аналогичной ситуации?
В таблице 2 представлена рекомендуемая периодичность мероприятий комплексной системы оценки торгового персонала.
Таблица 2 - Базовая система мероприятий по оценке торгового персонала
№ п/п |
Вид мероприятия |
Рекомендуемая периодичность |
1 |
Оценочное собеседование |
Еженедельно |
2 |
Кейсы |
Два раза в месяц |
3 |
Рейтинг |
Ежемесячно |
4 |
«Таинственный покупатель» |
Два раза в год |
5 |
Оценка со стороны клиентов |
Два раза в год |
6 |
Аттестация |
Один раз в год |
Крайне важно, чтобы результаты оценки торговых работников фиксировались HR-менеджером в форме, удобной для обработки и дальнейшего использования данных. На каждого сотрудника целесообразно завести и регулярно заполнять карточку оценки компетентности, образец которой приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Карточка оценки компетентности сотрудника
Позиция |
Значимые критерии |
Результаты оценки |
Результаты оценки |
Самооценка |
Профиль сотрудника |
Профессиональные качества |
Коммуникабельность | | | | |
Знание техник продаж | | | | |
Знание стандартов компании при работе с клиентами | | | | |
Знание товара | | | |
Личные качества |
Ответственность | | | | |
Тип и уровень мотивации | | | | |
Артистичность | | |
Результаты работы |
Объем продаж | | |
План на определенный срок | | |
Отклонение от плана | | |
Динамика продаж | |
Вклад в общий объем продаж, деловая активность |
Величина вклада | | |
Интенсивность работы | | |
Направление работы | | |
Динамика роста вклада в общий объем продаж | |
Результаты регулярной оценки в соответствии с профилем сотрудника (качественная характеристика) |
Динамика изменения значимых качеств | | |
План развития сотрудника |
Позиции, требующие улучшения | | | |
Необходимые для этого действия | | |
Перейти на страницу: 1 2 3
|