Программы внутрифирменного обучения, подходы к их разработке

В целях повышения эффективности обучения, по мере развития процесса преподавателю следует двигаться от одностороннего воздействия - монолога (в режиме трансляции) к активному диалогу (сначала в режиме общения, а затем и коммуникации).

Суммируя вышесказанное, можно заключить, что при более точном учете специфики аудитории преподаватель должен уметь работать в нескольких направлениях, принимая во внимание особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности.

Таким образом, при выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу слушателей.

При этом необходимо учитывать базовые принципы обучения взрослых людей:

) актуальность (взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы);

2) участие (обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе);

3) повторение (превращает приобретенные знания и навыки в привычку);

4) обратная связь (обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед, что позволяет скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов).

Важно отметить, что специалисты давно поняли: одного универсального метода не существует - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ внутрифирменного обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала - лекций, семинаров, видеофильмов, деловых игр.

В ситуации наличия у сотрудников службы персонала актуальных навыков программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией. В противном случае на стартовом этапе следует прибегнуть к помощи внешних консультантов.

Выбор метода организационного обучения также во многом зависит от такого фактора, как наличие необходимых ресурсов (преподавателей, материалов, помещений и так далее). Учитывая его, организация должна принять решение типа «производить или закупать на стороне», решающим аспектом при этом является анализ преимуществ и издержек.

Продолжая рассмотрение методов профессионального обучения, можно условно разделить их на две группы:

1. Обучение непосредственно на рабочем месте, представлено в таблице 5 (инструктаж, ротация, наставничество).

Таблица 5 - Методы обучения на рабочем месте

Метод

Издержки (подготовка)

Издержки (реализация)

Область применения

Инструктаж

Высокие

Низкие

Простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники

Ротация

Средние

Средние

Смежные профессии, подготовка руководителей

Наставничество

Низкие

Высокие

Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска

2. Обучение вне рабочего места, представленное в таблице 6 (лекции, деловые игры, самообучение).

Таблица 6 - Методы обучения вне рабочего места

Метод

Издержки (подготовка)

Издержки (реализация)

Область применения

Лекция

Низкие

Низкие

Большой объем материала, множество концепции, большое число слушателей, ограниченные ресурсы

Практическая ситуация

Средние

Средние

Иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив

Деловые игры

Высокие

Высокие

Практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей

Самообучение

Низкие высокие

Низкие средние

Теоретические и практические навыки, концепции

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.