В целях повышения эффективности обучения, по мере развития процесса преподавателю следует двигаться от одностороннего воздействия - монолога (в режиме трансляции) к активному диалогу (сначала в режиме общения, а затем и коммуникации).
Суммируя вышесказанное, можно заключить, что при более точном учете специфики аудитории преподаватель должен уметь работать в нескольких направлениях, принимая во внимание особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности.
Таким образом, при выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу слушателей.
При этом необходимо учитывать базовые принципы обучения взрослых людей:
) актуальность (взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы);
2) участие (обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе);
3) повторение (превращает приобретенные знания и навыки в привычку);
4) обратная связь (обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед, что позволяет скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов).
Важно отметить, что специалисты давно поняли: одного универсального метода не существует - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ внутрифирменного обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала - лекций, семинаров, видеофильмов, деловых игр.
В ситуации наличия у сотрудников службы персонала актуальных навыков программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией. В противном случае на стартовом этапе следует прибегнуть к помощи внешних консультантов.
Выбор метода организационного обучения также во многом зависит от такого фактора, как наличие необходимых ресурсов (преподавателей, материалов, помещений и так далее). Учитывая его, организация должна принять решение типа «производить или закупать на стороне», решающим аспектом при этом является анализ преимуществ и издержек.
Продолжая рассмотрение методов профессионального обучения, можно условно разделить их на две группы:
1. Обучение непосредственно на рабочем месте, представлено в таблице 5 (инструктаж, ротация, наставничество).
Таблица 5 - Методы обучения на рабочем месте
Метод |
Издержки (подготовка) |
Издержки (реализация) |
Область применения |
Инструктаж |
Высокие |
Низкие |
Простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники |
Ротация |
Средние |
Средние |
Смежные профессии, подготовка руководителей |
Наставничество |
Низкие |
Высокие |
Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска |
2. Обучение вне рабочего места, представленное в таблице 6 (лекции, деловые игры, самообучение).
Таблица 6 - Методы обучения вне рабочего места
Метод |
Издержки (подготовка) |
Издержки (реализация) |
Область применения |
Лекция |
Низкие |
Низкие |
Большой объем материала, множество концепции, большое число слушателей, ограниченные ресурсы |
Практическая ситуация |
Средние |
Средние |
Иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив |
Деловые игры |
Высокие |
Высокие |
Практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей |
Самообучение |
Низкие высокие |
Низкие средние |
Теоретические и практические навыки, концепции |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|