Как видно из рисунка, ООО "Комбинат питания" занимает позицию "Блэк Джек" (рисунок 14).
У группы организаций из сегмента Е фактически есть только две стратегические альтернативы развития:
) постараться стать ближайшими к лидерам конкурентами с точки зрения внутреннего потенциала, т.е. производственно-коммерческих возможностей;
) приблизиться к лидерам с точки зрения своего положения в отрасли и на рынке.
Осуществление и того, и другого одновременно практически невозможно, поскольку требует затрат таких ресурсов (не только финансовых), которыми организации из сегмента Е просто не могут обладать в силу своего стратегического положения.
Рис.14. Поле стратегических позиций
Установка на избирательную экспансию бизнеса предполагает серьезный анализ того, что приносят организации производственно-коммерческие операции в текущих сегментах рынка и насколько эффективны ее действующие производственно-коммерческие цепочки. Если и те, и другие действительно оказываются наиболее эффективным вариантом, то организации следует сконцентрировать свои усилия на развитие в направлении от Е к В, т.е. в направлении развития своего внутреннего потенциала для осуществления своих производственно-коммерческих операций.
Если же анализ показывает, что организация может добиться больших успехов в других сегментах рынка или при другой организации производственно-стоимостных цепочек, организации следует сконцентрировать свои усилия на развитие в направлении от Е к F (рисунок 15). Это может быть достигнуто путем кооперации с другими участниками отрасли. Применение сетей кооперации вместо конкуренции позволяет не только значительно увеличить присутствие компании на рынке и в отрасли, но и высвободить ресурсы для наращивания внутреннего потенциала.
Рассмотрим более подробно возможные стратегические альтернативы для ООО "Комбинат питания":
Рис.15. Стратегические альтернативы для ООО "Комбинат питания"
. Обратная интеграция с поставщиками, горизонтальная интеграция с конкурентами и развитие рынка позволяет удерживать позиционное преимущество в отрасли и на рынке;
. Развитие продукта и концентрическая диверсификация создают необходимые предпосылки для удержания технологического преимущества;
Концентрическая диверсификация повышает устойчивость организации. Горизонтальная интеграция дает синергетический эффект благодаря росту величины работающего капитала.
. Совместные предприятия приводят к фактическому увеличению рынка без особых инвестиций в его развитие или захват благодаря объединению интересов совместно функционирующих сторон. Захват рынка требует определенных инвестиций, на которые можно пойти, если очевидно увеличение рыночной доли или ослабление конкурентов. Прямая интеграция с дистрибьюторами, транспортными организациями, покупателями и т.д. дает в данном случае тот же эффект, что и захват рынка.
Перейти на страницу: 1 2 3
|