Деловая оценка работника
- процедура, проводимая с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т.д.
Какие задачи помогает решать деловая оценка кадров:
1. Подбор кадров:
оценка личных качеств претендентов;
оценка квалификации претендентов.
2. Определение степени соответствия занимаемой должности:
переаттестация работников;
анализ рациональности расстановки кадров;
оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей;
оценка после стажировки, испытательного срока.
3. Улучшение использования кадров:
определение степени загрузки работников, использование в соответствии с квалификацией;
совершенствование организации управленческого труда.
4. Выяснение вклада работников в результаты организации:
организация поощрения работников;
установление меры взыскания.
5. Продвижение работников, необходимость повышения квалификации:
прогнозирование продвижения по службе работников;
формирование резерва на выдвижение;
отбор для выполнения ответственных заданий;
необходимость повышения квалификации и ее направленность;
разработка программ повышения квалификации работников управления;
оценка эффективности обучения и повышения квалификации.
6. Улучшение структуры аппарата управления:
обоснование численности аппарата управления, специалистов и служащих в подразделении;
проверка нормативов численности;
обоснование структуры кадров по должностям, уровню квалификации;
разработка и уточнение должностных инструкций.
7. Совершенствование управления:
совершенствование стиля и методов управления;
повышение ответственности работников;
укрепление взаимосвязи руководителей и подчиненных.
Оценка работника в организации служит трем основным целям: административной, информационной и мотивационной:
1. Административная цель - повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. В данном случае оценка проводится для принятия административных решений.
2. Информационная цель - в результате оценки появляется возможность информировать работников об относительном уровне их работы. В итоге работник узнает сильные и слабые стороны своей трудовой деятельности.
3. Мотивационная цель - результат оценки представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, их можно объективно вознаградить.
Различают два основных вида деловой оценки персонала: оценку кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала.
При необходимости проводятся дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения, оценка по результатам обучения, при контроле хода адаптации работников и т.д.
Теперь, исходя из вышесказанного, надо определиться, какие виды оценки нам требуются и каких целей с их помощью мы можем добиться.
Перед директором организации «Х» стояло две главных проблемы: постоянная смена состава работников без повышения показателя профессионализма у вновь принимаемых на работу водителей (здесь надо отметить, что проблемой скорее была методика, по которой директор осуществлял найм этих людей, поскольку основным поставщиком кадров для него служило «сарафанное радио» - информационный поток между друзьями, сотрудниками, бывшими коллегами, родственниками и т.п.). Вторая проблема состояла в отсутствии кадровых возможностей для дальнейшего роста компании: при том уровне исполнения работ и квалификации, что был характерен для его подчиненных, не было и разговора о том, чтобы выходить на международные рейсы. При этом налицо было несоответствие навыков и умений работников не только стандартам международного уровня, но даже минимальным требованиям профессиональной этики в российских условиях. Дополнительно к этому надо отметить критическое состояние дел: из-за неразберихи с кадрами происходили сбои в работе, учащались простои машин, уровень их технического оснащения падал, почти половина нуждалась в дорогостоящем ремонте, из-за накладок по вине водителей фирма теряла весьма выгодные заказы - все это определило большие финансовые потери и требовало принятия «глобальных» решений.
|