В начале этого раздела стоит отметить, какими качествами должна обладать деловая оценка - это поможет отделить важные критерии оценки от второстепенных. Деловая оценка должна соответствовать таким требованиям, как:
¡ объективность
- достаточно полная система показателей, охват длительного периода работы и учет динамики результатов деятельности на протяжении этого периода; отсутствие зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;
¡ оперативность
- своевременность и быстрота оценки, регулярность ее проведения;
¡ гласность
- широкое ознакомление работников с порядком и методами проведения оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц;
¡ демократизм
- участие общественности, привлечение к оценке коллег и подчиненных;
¡ единство требований
оценки для всех лиц однородной должности;
¡ простота, четкость и доступность
процедуры оценки;
¡ результативность
- обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки;
¡ механизация и автоматизация
процедуры оценки;
¡ надежность
- относительная свобода от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
¡ комплексность
- оценка не только каждого из членов организации, но и связей и отношений внутри организации, а также возможностей организации в целом.
Важно адекватно оценить как профессиональные, так и личностные качества сотрудника, избегая при этом излишнего субъективизма.
Обозначим показатели и критерии:
1. количественные показатели:
производительность труда, объем продаж в штуках, объем продаж в рублях, количество обработанных документов, количество заключенных контрактов, количество откликов на рекламу;
2. качество работы:
количество ошибок (при печатании бумаг, заполнении бланков, ведомостей и других документов), уровень брака, количество жалоб или претензий со стороны клиентов, стоимость некачественно выполненной или непринятой работы;
3. потери рабочего времени:
число прогулов и невыходов на работу, количество и частота опозданий на работу, количество и частота несанкционированных перерывов;
4. обучение, развитие и продвижение по службе:
уровень знаний и опыт работы; время, требующееся для достижения установленных стандартов выполнения работы, число повышений по службе за определенный период времени, сколько раз работник рассматривался как кандидат на продвижение;
5. индивидуальные особенности работника:
личные качества: морально-этические черты характера, способность увидеть и поддержать передовое;
особенности рабочего поведения: общественно-гражданская зрелость, отношение к труду;
деловые качества: организаторские способности, умение работать с людьми, умение работать с документами и информацией, умение своевременно принимать и реализовывать решения.
Учитывая особенности нашей деятельности, выявленные во время анализа ситуации в конце третьего параграфа, выберем наиболее важные для нас позиции:
1. Количество работы
- вспомним, что под результатом работы мы стали понимать чистый доход от часа работы машины, поэтому, оценивая водителей, мы будем сравнивать нормативные и реальные показатели часов работы, нормативные и реальные показатели пройденных расстояний, нормативные и реальные показатели потраченного топлива и расходных материалов (по возможности). Здесь нет смысла оценивать количество отработанных заказов, поскольку это зависит от работы диспетчера.
Для этого я вышеуказанные показатели поставлю в зависимость друг от друга и выведу коэффициент результативности:
где - расстояние, пройденное автобусом от места отправления до места прибытия (начало и окончание заказа),
- время, затраченное на путь от места отправления до места прибытия,
- расход топлива на пройденный путь.
низкий уровень: > 1 + 0,2~0,3 - неэффективная работа водителя: чем больше увеличивается этот коэффициент, тем меньший результат у водителя, а расходы фирмы сильно растут;
Перейти на страницу: 1 2 3
|