Адаптационные мероприятия, позволяющие предотвратить или же разрешить возникшие в ходе адаптации работника проблемы, также имеет смысл классифицировать в зависимости от видов (аспектов) производственной адаптации (табл.1).
Таблица 1.
Адаптационные мероприятия, ориентированные на основные виды производственной адаптации
Виды (аспекты) адаптации |
Адаптационные мероприятия |
Профессиональная адаптация |
-обучение на рабочем месте (наставничество); обучение вне рабочего места (семинары, курсы); наличие подробного описания работы и т.д. |
Психофизиологическая адаптация |
-научная организация рабочего места и рабочего процесса; производственная гимнастика (например, гимнастика для глаз для оператора ЭВМ) |
Социально-психологическая адаптация |
-ознакомление сотрудника с традициями, нормами жизни; представление коллегам; участие в тренингах, ролевых играх; привлечение к выполнению общественной работы (например, подготовка корпоративного праздника); приглашение работника к участию во внерабочих мероприятиях |
Организационно-административная адаптация |
-ознакомление с историей организации, клиентами и партнерами, ключевыми процедурами компании; разъяснение особенностей организационной структуры, знакомство с ключевыми процедурами компании. Часто эта информация предоставляется в форме печатных материалов (руководство сотрудника, положения, стандарты) или видематериалов (фильм об организации) |
Экономическая адаптация |
-разъяснение особенностей начисления заработной платы; ознакомление с положениями, стандартами о мотивационных программах организации |
Санитарно-гигиеническая адаптация |
- ознакомление с правилами трудового распорядка, требованиями, предъявляемыми к организации рабочего пространства, приему пищи, перекурам |
Группирование адаптационных мероприятий по принадлежности к видам производственной адаптации позволяет обеспечить системный характер ориентации, а также конкретизировать организационные воздействия на проблемные аспекты, выявленные в ходе оценки полноты адаптированности работника.
Для того, чтобы процесс адаптации был идентифицирован, и у работодателя была возможность объективно оценить и подтвердить факт несоответствия работника занимаемой должности, следует оформить следующие документы:
) в случае, когда работник не соответствует занимаемой должности (по квалификации, знаниям, умениям):
· документ, подтверждающий несоответствие качества работы испытуемого в организации нормам выработки и нормативам времени;
· объяснительная записка работника о причинах некачественного выполнения служебного задания;
письменные жалобы клиентов;
) в случае, когда работник нарушает трудовую дисциплину:
акт о совершении дисциплинарного проступка.
Вторая сторона адаптационного периода заключается в правильном ведении и документировании процесса наставничества над вновь прибывшим работником. Как видно из законодательной части испытательного срока, желательно документировать процессы, чтобы быть во всеоружии на случай, если возникнут претензии к одной из сторон [4].
Целесообразно разработать положения об адаптации и наставничестве, в которых определялись бы процедуры введения нового работника в коллектив, включая документирование.
Первая неделя для нового работника самая показательная - от нее зависит настрой человека на дальнейшую работу в организации: как его встретил коллектив, как ему представили компанию, обязанности, участок работы. Для того чтобы у новичка сложилась позитивная позиция в самом начале его рабочего пути необходимо следующее:
) дать возможность новому сотруднику посмотреть презентацию (ролик) об организации, в которой содержались бы следующие сведения: график работы, правила поведения в коллективе, дресс-код, организационная структура (количество отделов и их функции), краткие сведения о том, что его ждет во время испытательного срока, и, конечно, что его рады видеть в качестве члена команды;
) выдать новому сотруднику пакет документов, в который была бы включена необходимая на первое время информация: положение об адаптации, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция, регламенты работы отдела, внутренние телефоны сотрудников, внешние телефоны компании историческая справка, миссия, основные ценности компании, время обеда, перечень лиц, к которым можно обратиться по тому или иному вопросу;
|