Финансово-экономический анализ
- ориентирован на оценку финансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. В результате данного анализа выявляются направления и ограничения финансового развития и формируется финансовая стратегия предприятия (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Финансово-экономический анализ
Направление анализа |
Содержание |
Источник информации |
1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия |
Анализ уровня, структуры и динамики прибыли; оценка факторов, ее определяющих |
Отчет о прибылях и убытках |
2. Анализ потока денежных средств |
Анализ источников и направлений использования денежных средств Оценка достаточности денежных средств для ведения текущей деятельности Оценка достаточности средств для ведения инвестиционной деятельности |
Отчет о движении денежных средств |
3. Анализ финансового состояния |
Общая оценка финансового состояния Анализ финансовой устойчивости Анализ ликвидности баланса Анализ деловой активности и платежеспособности Анализ оборачиваемости запасов, кредиторской и дебиторской задолженности |
Баланс предприятия, баланс в индексной и процентной формах |
4. Анализ эффективности деятельности |
Динамика показателей прибыли, рентабельности и деловой активности на начало и конец анализируемого периода |
Расчетные коэффициенты |
5. Анализ эффективности инвестиционных проектов |
Оценка эффективности инвестиционных проектов организации |
Расчетные коэффициенты |
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации проводят за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период.
Оценка устойчивости экономического развития организации может проводиться с помощью «золотого правила экономики предприятия». Общими показателями, отражающими процессы развития, являются: прибыль, объем реализации, капитал. Рост данных показателей рассматривается как положительная тенденция.
Оптимальным признается следующее соотношение:
Тп > Тв > Та > Тск > 100%, (1.1)
где Тп, Тв, Та, Тск - соответственно темпы изменения суммы прибыли (до налогообложения), выручки от реализации, стоимости активов, собственного капитала организации.
В реальной практике возможны отклонения от этой идеальной зависимости, в частности, если деятельность организации требует значительных вложений средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе. В данном случае речь идет об инвестициях в инновационную сферу предприятия, его модернизацию и реконструкцию.
Производственно-хозяйственный анализ
. Цель этого анализа - оценить уровень эффективности применения на предприятии производственных ресурсов для производства и реализации продукции. На данном этапе, по сути, выявляется эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентировано предприятие (табл. 2.3).
Таблица 1.3 - Производственно-хозяйственный анализ
Направление анализа |
Содержание |
Показатели |
1. Анализ использования основных средств |
Анализ размера, структуры основных средств, динамики их развития Анализ оборачиваемости основных средств Анализ эффективности использования основных средств |
Фондоотдача Фондоемкость Амортизацио-отдача Оборачиваемость основных производственных средств |
2. Анализ использования материальных ресурсов |
Определение обеспеченности материальными ресурсами Выявление дефицитных материалов Определение ритмичности, качества, комплектности поставок |
Материалоотдача Материалоемкость |
3. Анализ использования труда и заработной платы |
Определение численности и динамики трудовых ресурсов, состава и структуры, уровня квалификации персонала Оценка производительности труда, ее динамики, определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, выявление резервов ее роста Выявление размеров и динамики средней заработной платы, ее доли в себестоимости, исследование темпов роста заработной платы |
Производительность труда Доля заработной платы в стоимости продукции Коэффициент опережения производительности труда над темпами роста ср. зарплаты |
4. Анализ маркетинговой деятельности |
Анализ сегментирования рынка, анализ маркетинговых исследований, анализ организации и планирования маркетинга, анализ сбыта, анализ ценообразования, анализ продвижения |
Доля предприятия на рынке, количество и рост лояльных покупателей, рентабельность продаж, темпы роста продаж, рекламоотдача, рост корпоративных клиентов, рост обслуживаемых сегментов рынка. |
Перейти на страницу: 1 2 3
|