«Дойная корова» занимает лидирующее положение (большая доля на рынке) в относительно зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост). Это производство обычно имеет приверженцев из числа потребителей, и конкурентам сложно их переманить. Поскольку сбыт относительно стабилен, то увеличение прибыли не требует значительных затрат на маркетинг и разработки. Эти деньги поддерживают рост других производств предприятия («звезд» и «вопросительных знаков»).
Тип производства «вопросительный знак» незначительно воздействует на рынок (низкая доля на рынке) в развивающейся отрасли (быстрый рост). Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества не ясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условия сильной конкуренции необходимы значительные средства. Предприятие должно решить, следует ли увеличивать расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики продукции и снизить цены или уйти с рынка.
Тип производства «собака» - это производство с ограниченным объемом сбыта (низкая доля на рынке) в зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост). Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей и оно существенно отстает от конкурентов по сбыту, качеству, издержкам и др. Для «собак» характерны большие издержки и незначительные возможности роста. Предприятие, имеющее такое производство, может попытаться выйти на специализированный рынок, извлечь прибыль посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.
Матрица БКГ дает возможность мысленного и наглядного представления о позициях фирмы на рынке, а также ее стратегических проблемах. На основе полученных результатов анализа СПЕ разрабатывают маркетинговую стратегию предприятия.
|