Понятие, сущность, назначение инвестиций, направленных на подготовку кадров и повышение интеллектуального потенциала организации

Инвестирование представляет собой акт вложения денежных средств (инвестиций) с целью получения дохода в будущем [3, с. 22]. Таким образом инвестиции - это денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [4, с. 4].

Подготовка кадров рассматривается как двойные инвестиции - в человека и в производство [12]. Они будут экономически целесообразными, если только в будущем обеспечат более высокий уровень доходов.

Подготовка кадров есть планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Она включает в себя внутреннее и внешнее обучение. Можно выделить несколько способов:

обучение, организованное непосредственно в организации собственными силами (внутреннее обучение),

обучение в средних и высших учебных заведениях, а также организованное специальными центрами по подготовке и переподготовке кадров (внешнее обучение) [6].

Обучение на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового прогресса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов. В процессе обучения используются различные методы, такие как:

. наставничество - передача знаний и навыков от более опытного и компетентного человека к менее опытному в процессе их личного общения; 2. стажировка - направление для приобретения опыта и специальных знаний в другие организации, где происходит обучение с помощью консультантов;

. ротация - последовательная работа на разных должностях, в том числе и в других подразделениях организации;

. ассистирование - помощь в выполнении повседневных обязанностей руководителю-наставнику;

. дублирование - исполнение обязанности кандидатом на должность обязанностей своего наставника при консультировании последним подопечного [8].

Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат.

Важнейшим направлением инвестиций в трудовые ресурсы является вложение в образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное.

Наиболее эффективным направлением движения инвестиционных потоков, предназначенных для подготовки специалистов, является «предприятие - учебное заведение», что обеспечивает сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда и сокращает срок отдачи инвестиций в этот проект.

Инвестиции в образование являются одними из самых важных. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста [4].

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр. [11].

Правительства, фирмы и индивидуальные работники инвестируют средства в образование, так как рассчитывают в будущем получить вознаграждение в виде более высоких заработков, расширения доступа к интересной и перспективной работе, повышения социального статуса.

Вместе с тем многие теоретики развития трудовых ресурсов видят эффект образования не только в абсолютных размерах дохода, но и в быстром приросте трудовых ресурсов и валового внутреннего продукта благодаря инвестициям.

Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Все исследования эффективности вложений в человека через образование указывали на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований в этом случае намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как одни из наиболее эффективных видов инвестиций.

Перейти на страницу:
1 2

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.