Обратная связь как универсальный принцип управления
В системах различной природы всегда существуют разные виды связей, за счет которых обеспечивается сохранение целостного образования.
Наряду с обратной, существует еще и прямая. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная связь - с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.
Обратная связь подразумевает наличие канала для передачи информации (воздействия) от управляемого объекта (с его выходов) к управляющему.
Принцип обратной связи есть принцип коррекции входных воздействий в процессе управления на основе информации о выходе управляемой системы, которая вместе с регулятором, корректирующим входные воздействия на основе использования информации о выходе, образует замкнутый контур под названием контур обратной связи .
Принцип обратной связи - это универсальный принцип управления, позволяющий в изменяющейся среде достигать заданной цели. В зависимости от характера самой цели выделяют положительные и отрицательные обратные связи.
Кроме того, следует обозначить отличия положительной и отрицательной обратной связи.
Отрицательная обратная связь - обратная связь, предназначенная для поддержания системы в заданном состоянии (при неизменном значении описывающих ее параметров), т. е. для достижения так называемой долговечной цели.
Экономика, представляющая собой сложную систему, обладает развитым механизмом обратных связей. Однако в связи с тем, что в экономических системах практически отсутствуют «долговечные» цели, т. е. цели в виде поддержания некоторых параметров на заданном уровне, основной тип обратных связей в экономике - положительные обратные связи.
На рис. 5.1. представлена схема системы управления с отрицательной обратной связью. Она с небольшими вариациями может быть использована для анализа широкого спектра различных управленческих систем и процессов.
Рис. 5.1. Система управления с обратной связью: 1 - Цель (программа); 2 - параметры оценивающие уровень достижения цели; 3-критерии и нормы оценки выбранных параметров; 4 - сравнение результирующего действия системы с выбранными критериями, стандартами и разработка корректирующего воздействия; 5 - командно-управляющая информация.
Из схемы видно, что на основании цели процесса выбираются параметры для оценки данной цели и критерии для этих параметров. В результате формируется командно-управляющая информация, которая воздействует на управляемую подсистему в виде процесса. Количественная оценка результирующей деятельности через обратную связь сравнивается с выбранными критериями, стандартами, известными статистическими данными и вырабатывается корректирующее воздействие на командно-управляющую информацию с целью сокращения отклонений результирующего действия от установленных критериев, норм. При этом, если установленные отклонения очень значительны, то необходимо изменить критерии, параметры или даже цель процесса.
|