Дальнейшее повышение эффективности бизнеса в ближайшее десятилетие будет напрямую связано с оптимизацией системы материально-технического снабжения, поскольку необходимым условием организации производства товаров является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. В процессе потребления материальных ресурсов происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому экономное использование материальных ресурсов снижает себестоимость продукции. Анализ материальных ресурсов проводится с целью выявления резервов снижения себестоимости продукции и, соответственно, увеличения прибыли.
Условием бесперебойной работы организации является его полная обеспеченность материальными ресурсами. Потребность в материальных ресурсах определяется их затратами на выполнение производственной программы, капитальное строительство, непромышленные нужды и на создание необходимых запасов на конец периода.
Источниками информации для анализа материальных ресурсов являются: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов. Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость товара по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.
Различают внутренние
(собственные) источники материальных ресурсов и внешние
[8].
К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса. К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.
Стратегия материально - технического снабжения в организации
призвана не только оценить бесперебойность, ритмичность и качество поставок, но и их эффективность, выражающуюся в нахождении таких поставщиков, форм и методов снабжения, которые обеспечили бы минимальные совокупные затраты на приобретение и доставку материальных ресурсов (Рис. 2.1).
Рис. 2.1 Стратегии материально-технического обеспечения организации
Анализ организации материально-технического снабжения начинают с оценки конъюнктуры рынка, т.е. изучения основных поставщиков и цен на поставку материальных ресурсов с учётом транспортно-заготовительных расходов. На основе такого анализа оценивают обоснованность выбранной стратегии организации материально- технического снабжения. Потребность в завозе материальных ресурсов со стороны определяется разностью между общей потребностью в i-м виде материальных ресурсов и суммой внутренних источников ее покрытия.
Потребность в материальных ресурсах определяется в трех оценках:
натуральных единицах измерения, что необходимо для установления потребности в складских помещениях и др.;
по стоимости (в денежной оценке) для выявления потребности в оборотных средствах, для увязки с финансовым планом;
в днях обеспеченности - для планирования и организации контроля.
Степень обеспечения организации материальными ресурсами оценивается с помощью коэффициентов обеспечения:
коэффициент обеспечения по заключенным договорам на поставку:
Коб. дог. = (Qвнут + Qдог) / Qплан ,
коэффициент обеспечения по фактическому выполнению договоров на поставку:
Коб. факт. = (Qвнут + Qфакт) / Qплан
.
где Qвнут
- покрытие потребности из внутренних источников;
Qдог
- плановый объем поставок в соответствии с заключенными договорами на поставку;
Qфакт
- фактический объем поставок из внешних источников;
Qплан
- плановая потребность.
Здесь объем материальных ресурсов оценивается в натуральных единицах измерения.
Для оценки ритмичности поставок используются показатели:
коэффициент неравномерности поставок материалов:
где x -процент выполнения плана поставки по периодам (дням, декадам, месяцам); f - план поставки за те же периоды;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|