Адаптация является одним из элементов системы управления персоналом предприятия. Несмотря на это, вопросам адаптации персонала на предприятии подчас уделяется крайне мало внимания, в то время как для нормальной адаптации нового сотрудника необходим целый комплекс мероприятий. Адаптация - это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменение его поведения в соответствии с корпоративными и профессиональными требованиями.
Условно процесс адаптации персонала можно разделить на 4 этапа:
. Оценка уровня подготовленности работника. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.
. Ориентация. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации.
. Действенная адаптация. Приспособление работника к своему статусу, включение в межличностные отношения с коллегами.
. Функционирование. Характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Цели адаптации
Целью системы адаптации в целом является снижение издержек организации за счет следующих факторов:
ускоренный процесс вхождения нового сотрудника в должность:
достижение им необходимой эффективности работы в минимальные сроки;
уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей; (по результатам некоторых исследований, только к концу испытательного срока человек начинает работать на 70% своих возможностей).
сокращение уровня текучести кадров:
уменьшение количества сотрудников, не прошедших испытательный срок;
уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течении первого года работы.
Создание эффективной системы адаптации
Создание эффективной системы адаптации включает несколько этапов:
анализ текущей ситуации (анализ документов и локальных нормативных актов, наблюдение, беседы с сотрудниками, с руководителями, проведение опросов);
разработка адаптационных мероприятий (так как процесс адаптации новичка влияет на эффективность работы всего подразделения, на экономические показатели, необходимо, чтобы в разработке адаптационных процедур принимали участие не только менеджеры по кадрам, но и руководители подразделений, ключевые сотрудники);
внедрение адаптационных инструментов в корпоративную практику (например, создание «Программы адаптации», где были бы прописаны основные задачи и мероприятия на период прохождения испытательного срока и адаптации с системой оценки и контролем результатов);
анализ эффективности системы адаптации (сюда можно отнести стоимость адаптации, процент сотрудников, участвующих в процессе адаптации новичка, процент уволившихся или уволенных в течении испытательного срока, после прохождения испытательного срока, в течении первого года работы для разных категорий должностей).
Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:
|