В условиях острой конкурентной борьбы фирмы могут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции. Проблема качества актуальна для всех видов продукции и услуг. Потребители заинтересованы в качестве продукции, а предприниматели - в ее конкурентоспособности, обеспечивающей исключение риска и получение стабильной прибыли. Предприятия любых форм собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, неизбежно разорятся. Для обеспечения производства конкурентоспособной продукции следует создавать такую систему качества, которая наряду с улучшением потребительских свойств способствовала бы снижению или хотя бы стабилизации цены продукции. [21, с. 11]
Таблица 1.2 - Особенности в управлении качеством продукции [28]
Американский опыт в области качества |
Опыт управления качеством в Японии |
Европейский опыт управления качеством |
-жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики; -внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов; -совершенствование управления фирмой в целом. |
-широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии; -высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; -максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала. |
-законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; -гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; -создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т. д. |
В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
система качества (Quality System);
система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
обеспечение качества (Quality Assurance);
управление качеством (Quality Control);
статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
система обеспечения качества (Quality Assurance System);
гарантия продукции (Product Assurance);
всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
Перейти на страницу: 1 2 3
|