Анализ среды косвенного воздействия
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Анализ внешней среды осуществляется в два этапа исходя из того, что среду обитания организации можно условно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда - макроокружение и непосредственное окружение организации.
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями для предприятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т.д.
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования.
Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных с изменением внешней среды предприятия.
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ев стратегию.
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:
отдаленного воздействий, представляющих макросферу;
непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы.
Совокупность всех факторов внешней среды предприятия представлена на рис.8.
Рис.8. Факторы внешней среды предприятия
Как показано на рис.8, микросреда (ближнее окружение) включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют на основную деятельность предприятия или зависят от ее результатов. Это поставщики, конкуренты, потребители, кредиторы, торговые и иные организации.
Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.
Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех организаций и включает в себя экономическую компоненту (величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения и т.п.), правовую компоненту, политическую, социальную и технологическую.
При изучении различных компонент макроокружения необходимо учитывать, что все они сильно влияют друг она друга и степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. Анализ макроокружения предполагает оценку экономической, политической, социальной и технологической составляющих.
Для анализа макроокружения используют PEST-анализ, который состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия, представляющий собой следующую матрицу (таблица 6).
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
политико-правовые;
экономические;
социокультурные;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|