Данная ситуация порождает развитие ведомственного и регионального нормотворчества. По многим видам деятельности лицензирование введено совершенно необоснованно, так как по ним существует множество форм государственного регулирования, на отдельных средних по размерам предприятиях пищевой промышленности их насчитывается до 40.
Вместе с тем известно, что лицензирование - очень сильный инструмент государственного вмешательства в работу отраслевых рынков, который должен использоваться в исключительных случаях.
Меры по снижению административных барьеров и ограничений для бизнеса - важнейшая предпосылка устойчивого экономического роста и улучшения предпринимательского климата в стране.
Иностранные и отечественные инвесторы должны пользоваться едиными правилами игры. Привлечение в пищевую промышленность дополнительных вложений со стороны как российских, так и иностранных инвесторов сдерживается рядом объективно существующих факторов.
Составляющие инвестиционного климата условно можно объединить в три группы факторов:
Первая группа. Внеэкономические условия: политическая и социальная стабильность; безопасность ведения самого бизнеса; эффективная судебная и правоприменительная система.
Вторая группа. Экономические условия: налоговая нагрузка; валютное и таможенное регулирование; ответственная бюджетная и денежная политика.
Третья группа. Уровень экономической свободы определяется политикой государства по обеспечению равных условий хозяйствования и наличием административных барьеров для предпринимательской деятельности.
Именно последняя составляющая вызывает наибольшее беспокойство. Если в политической и чисто экономической сферах сегодня заметно продвижение вперед, то в части государственного регулирования следует признать, что в последнее время забюрократизированность экономики не только не сокращается, но и увеличивается.
Разрабатывая пакет законопроектов по дерегулированию, правительство одновременно вводит все новые виды ограничений на продовольственном рынке. Прежде всего, речь идет о регистрации пищевых продуктов и сертификации услуг розничной торговли.
Кроме того, развитию инвестиционного процесса препятствуют не вполне благоприятное финансовое положение предприятий АПК и проблемы, связанные с недостаточным обеспечением прав собственности и прав кредиторов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением и т.п.
Одним из ключевых элементов при оценке инвесторами приемлемости проекта являются налоги. Российское налоговое законодательство не успевает за потребностями экономики. Существующие пробелы в налоговом законодательстве и его противоречивость создают зоны правовой неопределенности.
Рыночная конкуренция и цены. Фактор импортозамещения можно считать исчерпанным, хотя многие руководители еще сохраняют эйфорию по этому вопросу.
Развитие промышленности на принципиально новых технологических и экономических уровнях требует соответственно подготовленных кадров, и не только отраслевых специалистов, ИТР, но и грамотных квалифицированных руководителей, менеджеров. Необходимы не только пересмотр плана подготовки студентов пищевой промышленности, но и, самое главное, переориентация базовых финансово-экономических вузов на выпуск специалистов-управленцев, владеющих инструментарием рыночных преобразований.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|