Неизбежные структурные сдвиги, обусловленные потребностью развивающегося общества, особенно динамичны в отраслях легкой и пищевой промышленности. А это всегда стимулирует развитие этих отраслей наряду с постоянным осуществлением диверсификации.
Производство пищевых продуктов - основа жизни человечества. Пищевая промышленность всегда будет приоритетной в сфере материального производства.
Развитие пищевой промышленности определяет продовольственную обеспеченность и социальный климат в обществе, стимулирует подъем смежных отраслей и повышение занятости населения. Долгосрочные интересы государства диктуют необходимость развития отечественной пищевой индустрии не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и обеспечения экспортных поставок отдельных видов продукции в перспективе.
Основные проблемы, мешающие поступательному развитию пищевой промышленности, следующие:
Сохраняется достаточно большое количество финансово-неустойчивых предприятий, имеющих старые долги перед различными фондами и бюджетами различных уровней, что препятствует получению кредитов не только на развитие производства, но и на его поддержание; отсутствует действенный механизм банковской системы кредитования. В связи с ростом цен на энергоносители, сырье, ростом транспортных тарифов увеличиваются издержки производства, что в свою очередь ведет к повышению цен на отечественные продовольственные товары, к замедлению темпов роста прибыли.
Для развития пищевой промышленности важна роль и оперативность действий законодательных органов власти по внесению соответствующих поправок, изменений и дополнений в действующие федеральные законы и принятие новых. К сожалению, в настоящее время взаимоотношение государства и бизнеса строится без согласованной и обоснованной системы норм, правил и процедур, при этом новые законодательные акты зачастую запаздывают.
Неадекватное и постоянно меняющееся законодательство сдерживает развитие пищевой промышленности и привлечение инвестиций в АПК России. Отсутствие стабильной законодательной базы усугубляется непродуманной практикой внесения поправок в действующие законодательные акты. Так, нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.
Административные ограничения предпринимательской деятельности в России присутствуют в самых разных сферах экономики, в различных формах и практически на всех стадиях производства и оборота. Основные административные барьеры существуют:
при выходе предприятий на рынок (лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации);
при допуске товаров на рынок (сертификация, идентификация, маркирование);
а также связаны с административными издержками предпринимателей в процессе текущей деятельности (инспекционная деятельность, контроль и надзор, в том числе лицензионный надзор, делопроизводство, документооборот, многочисленные формы обязательной отчетности).
Ввод новых, все более высоких, административных ограничений искажает регулирование бизнесом (действительно нужное), подменяя его субъективным контролем в интересах отдельных ведомств или даже чиновников.
Так, например, для участников продовольственного рынка лицензирование превратилось за последние 10 лет в одну из крупнейших проблем. Количество лицензий нарастает лавинообразно. Сейчас по закону о лицензировании таких видов деятельности в пищевой отрасли около 20 (по укрупненной классификации, без учета закупочных операций), при этом сложившаяся практика дробления каждого вида деятельности увеличивает их число в несколько раз.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|