· самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
· изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;
· совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству [21, C. 69].
2. Законодательные акты других отраслей права, регулирующие отдельные направления деятельности библиотек: федеральные законы «Основы законодательства о культуре», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об образовании», а так же базовые законы, имеющие большое значение для деятельности библиотек.
3. Законодательные акты и кодексы различных отраслей права, регулирующие неспецифическую деятельность библиотек. Библиотечная деятельность по мере осуществления порождает огромное количество правоотношений, регулируемых гражданским законодательством, трудовым, административным и т.д.
Кроме законов, к федеральному уровню правовой системы относятся также нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации; нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации; федеральных министерств, ведомств, комитетов.
Второй уровень законов о библиотечно-информационной деятельности - это региональное законодательство, оно определяет библиотечную политику в регионе и создаёт правовой фон для муниципального уровня управления. Преобладающим видом актов являются законы о библиотечном деле [21, C. 75].
Региональное библиотечное законодательство регулирует как общие, так и частные правоотношения в библиотечной сфере. Органы власти субъектов Российской Федерации принятыми юридическими документами гарантируют:
· реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
· сохранение сети культурно-просветительских учреждений;
· материально-финансовую поддержку библиотекам и другим учреждениям культуры.
К полномочиям органов местного самоуправления в области культуры относятся:
· организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, межпоселенческих библиотек;
· библиотек городского округа. При этом каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.
Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
· созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
· многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
К исключительной компетенции местной власти относится:
· планирование, организация, регулирование и контроль за деятельностью, как органов местной администрации, так и библиотечных учреждений в целях осуществления государственной политики в области библиотечного дела;
Перейти на страницу: 1 2 3
|