Фирме пришлось самостоятельно идентифицировать 450 возможных поставщиков и из них примерно с 70 ознакомиться более подробно. В начале 2003 г. «Norsk Hydro» инициировало программу по развитию сети российских поставщиков для морских проектов в Арктике. Она так же помогла ряду российских фирм пройти предварительную квалификацию в системе «JQS Achilles».
«The Achilles Group» является ведущей системой представления поставщиков и контрактной информации, предлагающей множество бизнес- решений большинству крупнейших закупочных компаний Европы (Великобритания, Швеция, Испания, Ирландия, Норвегия) и Южной Америки (Аргентина, Венесуэла) занятых в сфере нефтегазодобычи и коммунального хозяйства, транспорта и общественного сектора. Годовой оборот организаций, пользующихся интернет-услугами «The Achilles Group» оценивается в 50 млрд. долларов.
Формула успешной работы, по мнению «The Achilles Group», складывается из 4 компонентов: предварительная квалификация; услуги электронного бизнеса; система посредничества; консультации и обучение.
В России нет аналогов системы «FPAL». Сегодня некоторые крупные российские нефтегазовые компании пытаются сформировать собственные системы предварительной квалификации подрядчиков, собственные базы поставщиков и правила проведения тендеров. Причем делается это обособленно, без взаимодействия с отраслевым сообществом, что приводит к негативным последствиям для всех участников рынка [13].
Сокрытие положительного и отрицательного опыта сотрудничества с поставщиками от коллег из других компаний препятствует повышению прозрачности нефтесервисного сектора российского рынка. Такой подход не позволяет облегчить работу на рынке добросовестным подрядчикам, которые должны иметь преимущества перед фирмами с плохой репутацией.
Если какой-то поставщик плохо себя зарекомендовал и не выполнил контрактных обязательств, например, для «Роснефти» или « ЛУКОЙЛа», то в «ТНК-ВР» или «Газпроме» обязаны об этом знать. И наоборот. Заказчикам необходимо понимать, с кем они имеют дело; требуется формирование «бюро кредитных историй» с информацией о каждом поставщике, желающем работать на российском рынке. Это позволит предварительно определить уровень каждой компании, опыт ее работы на рынке, наличие современного оборудования. Невозможно по названию предприятия выяснить его реальные возможности. В России каждая крупная компания (прежде всего ОАО «Газпром») пока предпочитает вести свою оригинальную систему предварительной квалификации поставщиков. Предприятия-соискатели, добиваясь допуска к корпоративным тендерам, вынуждены вести хаотичную и громоздкую работу по подготовке и предоставлению покупателям тендерной документации, предоставлению данных, приему делегаций и экспертов, демонстрации своих возможностей. Уже сейчас многие иностранные компании в России, например, норвежская компания «Гидро» (участник разработки нефтяного шельфа в Баренцевом море на условиях СРП) также по многим аспектам опираются на идеологию системы «Achilles».
Сложно переоценить роль единой базы данных для налаживания партнерских отношений с иностранными компаниями. Только так можно обеспечить успешное взаимодействие с ними. Сегодня иностранцы предпочитают платить дороже, покупая оборудование за рубежом, лишь бы не рисковать, не связываться с «черным ящиком», которым для них являются российские предприятия.
Таким образом, создание единой базы данных - жизненная необходимость. Стремление отдельных компаний обособиться от отраслевого сообщества, сформировать собственную «уникальную» систему предварительной квалификации противоречит мировой практике. В развитых странах давно отказались от дублирования работ, и формируют единые базы подрядчиков, доступные всем участникам рынка. Удачный опыт системного подхода к закупкам есть у большинства стран с развитой экономикой. В целом ряде стран, например, США и странах Евросоюза, функционируют целые национальные контрактные системы, позволяющие сделать открытым и проследить весь жизненный цикл заказа: его планирование, размещение и качество исполнения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|