. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему несколько дней придется поработать в вашем кабинете, что вы при этом будете чувствовать?
а) вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его присутствии.
б) буду этому очень рад, так как это лишняя возможность обменяться опытом работы с опытным, интересным человеком;
в) присутствие руководителя никак не отразится на моей работе.
. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение, и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания.
Как вы думаете, каковы будут действия вашего руководства?
а) обязательно заинтересуется тем, что ему пока неизвестно, подробнее расспросит вас о других нововведениях;
б) не придаст этому факту никакого значения;
в) предпочтет, чтобы вы обратились к его личному опыту выполнения подобных поручений, то есть посоветует выполнить порученное задание, так как ему бы этого хотелось.
Интерпретация результатов: От 0 до 10 баллов. (Авторитарный). Руководитель вашего предприятия предпочитает самостоятельно принимать все решения, до конца отстаивает свою точку зрения, все идеи, исходящие от сотрудников, им тщательно обдумываются, однако он не всегда к ним прислушивается. Он всегда действует по одной и той же схеме, которая, по его мнению, подходит для всех случаев жизни, поэтому все новшества воспринимаются ими неохотно, с некоторой настороженностью. В своей управленческой деятельности он руководствуется принципом: критика одного сотрудника - стимул для активной работы других работников.
От 11 до 20 баллов. (Либеральный). «Коллектив превыше всего!» -- таков девиз вашего руководителя, поэтому главное для него -- доброжелательная атмосфера в коллективе. Он всегда прислушивается к мнению своих сотрудников, к обсуждению вопросов, связанных с модернизацией производства, внедрением новых технологий, избранием работников на новые должности, активно привлекаются все члены трудового коллектива. Ваш руководитель охотно идет на компромиссы, не любит критики, предпочитает работать с людьми, которые являются профессионалами в своем деле, при возникновении всевозможных производственных проблем обращается только к ним.
От 21 и выше. (Демократический). Ваш руководитель наделен великолепными организаторскими способностями, он быстро принимает важные решения, с интересом следит за новыми идеями, активно внедряет их в производство. При возникновении производственных проблем он не боится обращаться за советом к остальным сотрудникам, охотно соглашается с их мнением, если оно представляется ему наиболее разумным и рациональным. К числу его безусловных достоинств руководителя относится требовательность, объективность, умение критиковать сотрудников, не задевая их самолюбия.
Ключ к тесту:
. а-0 б-1 в-2
. а-1 б-0 в-2
. а-2 б-0 в-1
. а-1 б-2 в- 0
. а-0 б-2 в-1
. а- 0 б-2 в-1
. а- 2 б-0 в-1
. а- 0 б-2 в-1
. а-2 б-1 в-0
. а - 0 б-1 в-2
. а-1 б-2 в-0
. а-0 б-2 в-1
. а-2 б-0 в-1
Приложение 2
Анкета |
Характеристика организации |
Ваша характеристика |
1 |
2 |
3 |
1ХОРОШИЙ НАЧАЛЬНИК Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним | | |
Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует долж. обязанностям | | |
Избегает пpотивоpечий, легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи, использует власть для получения pесуpсов, необходимых для выполнения работы | | |
Заботится о личных нуждах других, использует свое положение для обеспечения возможностей, стимулирующих работу подчиненных | | |
2.ХОРОШИЙ ПОДЧИНЕННЫЙ Угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника | | |
Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, беспокоящих начальника | | |
Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным | | |
Крайне заинтересован в развитии своих потенциалов, нет предубеждений против получения помощи, учебы, уважительно относится к нуждам и ценностям других, охотно помогает сам | | |
3.ХОРОШИЙ ЧЛЕН ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫПОЛНЯЕТ: Личные приказания начальника | | |
Обязанности, требования своей собственной pоли и следует привычным образцам поведения личности | | |
Действия, требования, вытекающие из задачи или профессии и из возможностей, энергии материальных ресурсов | | |
Личные интересы | | |
4.ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРЕУСПЕВАЮТ В ОРГАНИЗАЦИИ Расчетливы, соперничают друг с другом, с сильными устремлениями к власти | | |
Добросовестные и ответственные, с глубоким чувством преданности организации | | |
Компетентные и полезные, с большим желанием сделать дело | | |
Эффективны и компетентны в личностных взаимоотношениях, желающие помочь росту и развитию других сотрудников | | |
ОТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ К СОТРУДНИКУ Так, как будто его время и энергия находятся в pаспоpяжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице | | |
Временем и усилиями сотрудников организации pаспоpяжается в pамках контракта, имеющего права и обязанности с обеих сторон | | |
Как к партнеру, связывающему свои умения и способности с общим делом | | |
Как к интересному и ценному человеку со своими правами | | |
5.СОТРУДНИКАМИ УПРАВЛЯЮТ И НА НИХ ВЛИЯЮТ Личным появлением экономической и политической силы (награды и наказания) | | |
Безналичным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и нормы выполнения работ | | |
С помощью обещания и обсуждения требований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивированной личностью | | |
Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и/или участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность | | |
7. ОДИН СОТРУДНИК ИМЕЕТ ПРАВО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРУГОГО Если у этого сотрудника больше авторитета и власти в организации | | |
Если ему предписано руководить другими | | |
Если у него больше знаний о выполняемой задаче | | |
Если другой понимает, что помощь и руководство первого может способствовать его росту и знаниям | | |
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти | | |
Формальное pаспpеделение должностных обязанностей и ответственности в системе требования к pесуpсам и экспертные оценки для выполнения работы | | |
Личные желания и необходимость пpиобpетения знаний отдельными членами организации | | |
РАБОТА СОВЕРШАЕТСЯ ИЗ-ЗА : Получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным влиятельным лицам | | |
Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации или системе | | |
Удовлетворения от работы и достижений и/или из-за личной преданности идее | | |
Любви к работе pади самой заботы и интерес и уважение к запросам и ценностям сотрудников | | |
ЛЮДИ РАБОТАЮТ ВМЕСТЕ, Когда этого требует вышестоящее руководство или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды | | |
Когда координация и обмен определяются формальной системой | | |
Когда их совместный вклад необходим для достижения цели | | |
Когда сотрудничество лично принято, стимулирует и вызывает на соревнование | | |
11. СОПЕРНИЧЕСТВО За личную власть и выгоду | | |
За положение с высоким статусом в формальной системе | | |
За максимальный вклад в выполнение задач | | |
За внимание к чьим-либо личным запросам | | |
12.КОНФЛИКТ Контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть | | |
Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности | | |
Разрешается через обсуждение качества результатов | | |
Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей | | |
13. РЕШЕНИЯ Принимаются лицом, обладающим большей властью | | |
Принимаются лицом, которое обязано это делать Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей | | |
Принимаются сильно вовлеченными лицами, на которых влияет результат | | |
14. СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде, так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже. | | |
Информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений | | |
Директивы распространяются сверху вниз и информация идет вверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху. | | |
Власть и ответственность ограничиваются сотрудниками, расположенными ниже в пирамиде. | | |
Перекрестный функциональный обмен ограничен | | |
Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те, кто понимает лучше всего проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации. | | |
Координирующий совет может установить порядок очередности и уровни ресурсов на основе информации ото всех центров задачи. | | |
Структура должна изменяться в соответствии с природой и местом задачи | | |
Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия. | | |
Координирующая функция может установить общие уровни взносов (вкладов), необходимых для сохранения организации. Эти задачи определяются общим соглашением | | |
15.НА ОКРУЖЕНИЕ РЕАГИРУЮТ ТАК, СЛОВНО ЭТО Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам эксплуатируется | | |
Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов | | |
Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации | | |
Комплекс потенциальных опасностей и помощи. | | |
|