Для объективного определения позиции вуза на рынке проводится систематическое и комплексное изучение конкурентоспособности вуза в целом и предоставляемых им услуг в частности. Основными индикаторами эффективности управления маркетингом для UIB являются - конкурентный анализ, анализ ассортиментной и ценовой политики, SWOT-анализ.
Проводимые маркетинговые исследования узнаваемости вузов г. Алматы с проведением опроса 200 респондентов по географическому принципу помогли определить общую картину основных игроков ключевого образовательного сегмента (рисунок 8), в результате исследований по уровню осведомленности жителей города UIB находится на четвертом месте.
В результате опроса о степени узнаваемости из учебных заведений в качестве ближайших конкурентов UIB можно выделить KIMEP, КБТУ, КазЭУ им Т.Рыскулова, а также МАБ. Остальные вузы имеют отличные от Университета международного бизнеса профиль обучения и ценовую политику.
Рисунок 2 - Осведомленность жителей г. Алматы о высших учебных заведениях
Сегментирование вузов-конкурентов проводится по различным критериями, среди которых можно выделить основные виды: статус (национальный, государственный, частный), образовательный уровень (институт, академия, университет), область обучения (экономический, медицинский, юридический) и пр.
С учетом основных индикаторов сегментирования для Университета UIB на казахстанском рынке высшего образования основными конкурентами также являются вузы; КИМЭП, МАБ, Казахский Экономический университет им. Т.Рыскулова, КБТУ (таблица 12)
Таблица 12 Конкурентные преимущества и риски УМБ на рынке высшего образования
Основные игроки на рынке ВО |
Бизнес-ниша |
Преимущества/риски |
КИМЭП, КБТУ, МАБ, Нархоз (30-40% ЦА) |
бизнес-образование |
Конкурентные преимущества УМБ: статус (МАБ), гос. гранты (КИМЭП, МАБ), гос. диплом (КИМЭП), цена-качество (КБТУ, КИМЭП) |
С точки зрения отбора абитуриентов на специальности Бакалавриата конкуренцию составляют все родственные (по специальностям и направлениям подготовки) вышеперечисленные вузы, при этом наиболее сильную конкуренцию составляют представленные в таблице вузы, по отношению к которым у Университета UIB есть как ряд преимуществ, так и ряд рисков, что соответственно критически влияет на набор и принципиально учитывается при планировании маркетинговых мероприятий.
В современных условиях выхода в международное образовательное пространство жесткую конкуренцию составляет зарубежное образование, среди которых высокую активность проявляют Китай и Малайзия, т.к. являются основными конкурентами по индикатору цена/качество.
В целом, Университет Международного Бизнеса действует на довольно стабильном рынке образовательных услуг, основными «игроками» которого являются:
школы - «поставщики» потенциальных абитуриентов,
вузы - прямые конкуренты UIB
колледжи, играющие двойную роль.
Потребителями Университета UIB являются как компании-работодатели (рынок труда), так и абитуриенты.
С позиции востребованности специалистов на рынке труда потребителями университета являются компании-работодатели, при этом Университет UIB выпускает специалистов для всех профессиональных областей, кроме юридической и медицинской. Наиболее востребованные специальности на рынке труда Казахстана представлены на рисунке 9, по данным следования проведенного отделом маркетинга по состоянию на апрель 2012г.
* Примечание - источник: по данным Агентства по статистике РК
Рисунок 3 - Структура рынка труда Казахстана в разрезе востребованности специальностей
Категория потребителей программ бакалавриата - абитуриенты, является наиболее важной целевой аудиторией, влияющей как на финансовое состояние, так и на состояние бренда в целом. Основным критерием определения объема данного рынка являет количество выпускников школ, при этом для вузов объем рынка составляет количество выпускников успешно сдавших ЕНТ и колледжей, с учетом профиля. Основным критическим фактором для расчета объема рынка являются показатели демографической и экономической ситуации в целом. Так для Казахстана демографическим «дном» был 2009г. - на данный год выпуска пришлось наименьшее количество выпускников школ, на этот же год выпал и пик финансово-экономического кризиса, что было критичным для рынка высшего образования в целом. В 2011 г. ситуация начинает медленно выходить из демографического «провала», что отражается на количественных показателях.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|