Категория потребителей программ магистратуры - выпускники бакалавриата вузов. Для UIB потребителями специальностей Магистратуры являются выпускники UIB, выпускники различных вузов г. Алматы и др. городов Казахстана, при этом из общего числа поступивших в 2011г. выпускники UIB составляют - 33%, выпускники других вузов - 67%. В настоящее время данное образовательное направление является приоритетным и находится в стадии стабильного роста в связи с растущей потребностью в получении степени «Магистра» в рамках общегосударственных стандартов высшего образования. Это положительно сказывается на показателях набора на данное образовательное направление.
Категория потребителей программы МВА - физические лица, специалисты различных сфер и областей деятельности с базовым образованием и опытом работы в бизнесе, руководители среднего и высшего звена управления
Используя маркетинговый подход для сбора информации и конкурентного анализа деятельности UIB, можно отметить, что в целом, Университет международного бизнеса занимает достаточно прочное и стабильное положение на рынке образовательных услуг Республики Казахстан. Определение конкурентного потенциала отдельных образовательных программ Университета международного бизнеса проводится путем анализа бизнес-портфеля.
Использование Бостонской матрицы предполагает исследование двух основных показателей: доли рынка отдельных продуктов и темпов роста их продаж (рисунок 10).
Определение позиций отдельных специальностей в структуре бизнес-портфеля UIB на основе показателей доли отдельных специальностей в общей образовательной структуре университета и темпов роста их востребованности среди абитуриентов позволяет выстраивать обоснованную систему дифференцированной стоимости обучения.
Немаловажным по значимости получения и анализа информации является конкурентный анализ ценовой и ассортиментной политики, позволяющий разрабатывать и приводить конкурентную стратегию и определять приоритеты своей деятельности с учетом внешних тенденций образовательного сегмента. Дифференцированный подход в отношении ценовой политики и плана набора на различные образовательные программы UIB позволяет проводить эффективную управленческую политику с учетом внешних тенденций.
темп прироста высокий «ЗВЕЗДЫ»
«ЗНАКИ ВОПРОСА» | |
| |
низкий |
«ДОЙНЫЕ КОРОВЫ» |
«СОБАКИ» | | |
высокая |
низкая | | |
доля в общем объеме продаж |
* Составлено автором по данным готовых отчетов УМБ
Рисунок 4 - Бостонская матрица: «Соотношение доли рынка отдельных продуктов UIB и темпов роста их продаж»
Оценка конкурентной позиции УМБ на рынке образовательных услуг путем проведения маркетинговых исследований и SWOT-анализа компании позволяют проводить комплексную оценку сильных и слабых сторон вуза позволяющего выстраивать эффективную корпоративную политику и корректировать функциональные аспекты деятельности (таблица 13).
Анализируя образовательные продукты Университета с использованием Бостонской матрицы, можно определить четыре основных группы специальностей к каждая из которых требует применения особого подхода в разработке маркетинговой стратегии.
Среди «звезд», то есть продуктов занимающих значительную долю в общей структуре образовательных программ UIB и при этом характеризующихся быстрыми темпами роста, находятся казахское и английское отделения. Это обусловлено в первом случае увеличением количества школ с обучением на государственном языке и стимулированием абитуриентов дополнительно предоставляемыми образовательными грантами, а во втором - увеличением престижа образования на английском языке и повышенными требованиями работодателей к языковой подготовке выпускников ВУЗов.
Следует отметить, что «звезды» требуют больших инвестиций для сохранения лидирующих позиций это и расходы на рекламу, и на повышение качества образовательных услуг. Стратегия продвижения этих продуктов должна быть ориентирована, прежде всего, на сохранение высоких темпов роста и доли рынка.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|