Деятельность предприятия во всех ее формах и проявлениях, всегда связана с многочисленными рисками. Эти многочисленные риски, генерирующие различные финансовые угрозы, выделяются в особую группу финансовых рисков, играющих наиболее значимую роль в общем “портфеле рисков” предприятия.
Из этого следует, что выявление экономической сущности предпринимательских рисков и установление форм их воздействия на результаты деятельности предприятия является одной из актуальных задач.
В основе предпринимательской деятельности всегда лежат ожидания получить прибыль. Эти ожидания достаточно неопределенные - могут сбываться или нет, поэтому всегда предпринимательство ассоциируется с риском.
Прогнозирование и минимизация негативных последствий неопределенности ожиданий составляют, в самом общем понимании, суть управления риском.
Методы компенсации риска - одно из перспективных направлений борьбы с различными угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения опасности.
По виду воздействия данные методы относят к упреждающим методам управления.
Развитие теории риска в процессе эволюции экономической мысли
Термин “риск” имеет достаточно древнюю этимологию. В первоначальной своей буквальной трактовке, упоминаемой еще Гомером, он характеризовался как “опасность лавирования между скал” [3, с. 10].
В предпринимательской деятельности практика учета фактора риска известна с древних времен. Испокон веков, она связывалась, в первую очередь, со страхованием имущественных ценностей. Так, самые первые договоры о коллективной компенсации убытков, которые связаны с риском гибели или повреждения судов при перевозке грузов, были зафиксированы еще в третьем тысячелетии до новой эры в Финикии; аналогичные договоры собственников перегоняемого скота на случай его гибели или кражи составлялись и в Палестине. Законодательная база страхования рисков была заложена во втором тысячелетии до новой эры в Вавилоне. Так в широко известных “Законах Хаммурапи” предусматривалась необходимость заключения договоров между участниками торговых караванов на предмет возмещения убытков, которые связаны с риском грабежа или нападения разбойников [3, с. 10].
Несмотря на более чем древнюю историческую практику учета риска в предпринимательстве, теоретические аспекты этой категории стали объектом научного экономического анализа только с XVIII века. Генезис теории предпринимательского риска связан с научными постулатами представителей разнообразных школ и течений экономической мысли.
Начало формирования основных принципов теории риска в предпринимательской деятельности неразрывно связано с парадигмой экономического анализа классической политэкономии, и в первую очередь, с работами А. Смита. В своем труде “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1784 г.) он рассматривал теорию предпринимательского риска на примерах оплаты труда наемных рабочих, функционирования лотерей, а также практики страхового дела. Так, подробно описывая различия в уровнях заработной платы с позиций фактора риска, он утверждал, что рабочим необходима более высокая оплата труда в тех случаях, если им не гарантирована постоянная занятость. Данный принцип формирования условий трудового контракта лег позже в основу одной из известных теорий, в которой он рассматривается как сделка между работником, избегающим риска, и фирмой, которая нейтральна к риску.
А. Смит одним из первых выявил, что в основе предпринимательского риска лежит не только экономическая, но и психофизическая природа. Так, чтобы проиллюстрировать тот факт, что многие люди склонны переоценивать шансы удачи и, при этом, недооценивать шансы потери, он приводит примеры из практики лотерей и страхового бизнеса, в которых и описывается “страсть к риску”.
Постепенно А. Смит пришел к выводу о том, что “профессии с высоким уровнем риска гарантируют в среднем более высокую оплату, чем профессии с низким уровнем риска”. Этот вывод позднее и был заложен в основу известного современного постулата о взаимосвязи уровней доходности и теории риска.
Значительный прорыв в развитии теории предпринимательского риска связан с исследованиями маржиналистов. В основе их экономической парадигмы лежит теория предельной полезности. Маржиналисты сосредотачивают внимание на микроэкономическом анализе, в частности, на поведении потребителя в условиях риска и неопределённости. Ими предложены ряд известных математических моделей оценки поведения потребителей. Их основные принципы используются в предпринимательской практике и по сей день.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|