Метод “мозговой атаки”.
Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.
Прямая “мозговая атака”
- форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель - отбор идей.
Правила для участников:
• участники садятся за стол лицом друг к другу;
• запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;
• время выступления для участника - 1-2 мин;
• высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;
• количество идей важнее их качества.
Рекомендации:
• идеи следует встречать с одобрением;
• необходимо верить в разрешимость проблемы;
• разрешается задавать вопросы, развивающие идею;
• следует стремиться к решению выдвинутой проблемы;
• все участники равноправны;
• не нужно думать о последствиях сказанного;
• группе не ставится конкретная задача, а характеризуется проблема в общем;
• нежелательны переглядывания, перешептывания, жесты, отвлекающие внимание от решения проблемы.
Руководитель должен:
• направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы;
• подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие неформальную обстановку.
Ограничения и условия:
• количество участников - 4-15;
• желателен различный уровень их образования и специализации;
• необходимо соблюдать баланс в уровне активности, темперамента;
• время работы - от 15 мин до 1 ч.
Идеи отбирают специалисты - эксперты, осуществляющие оценки в два этапа: вначале отбирают наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем оптимальные, с учетом задачи и цели ее решения.
Обратная “мозговая атака”.
Технология этой формы коллективного взаимодействия предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.
Правила для участников:
• критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям: соответствия начальным требованиям, возможности ее реализации или отсутствия таковой; реализации по затратам, применимости в другой сфере;
• критика излагается лаконично, позитивно. Идеи, требующие продолжительного времени для обсуждения, рассматриваются позже;
• выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;
• продолжительность выступления - 15-20 мин;
• желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.
Преимущества метода:
• возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов;
• совершенствование социально-психологических внутригрупповых процессов.
Недостатки метода:
• позволяет найти идею в общем виде, не гарантируя тщательной ее разработки;
• неприменим при решении проблемы, требующей громоздких расчетов;
• требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего навыками организации мыслетехнических, психотехнических процессов в группе;
• не всегда удается преодолеть инерцию мышления (следствие закона инерции).
Метод ключевых вопросов.
Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.
Принципиальные требования к использованию метода:
• проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|