Методы групповой работы

Метод “мозговой атаки”.

Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.

Прямая “мозговая атака”

- форма работы коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель - отбор идей.

Правила для участников:

• участники садятся за стол лицом друг к другу;

• запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;

• время выступления для участника - 1-2 мин;

• высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;

• количество идей важнее их качества.

Рекомендации:

• идеи следует встречать с одобрением;

• необходимо верить в разрешимость проблемы;

• разрешается задавать вопросы, развивающие идею;

• следует стремиться к решению выдвинутой проблемы;

• все участники равноправны;

• не нужно думать о последствиях сказанного;

• группе не ставится конкретная задача, а характеризуется проблема в общем;

• нежелательны переглядывания, перешептывания, жесты, отвлекающие внимание от решения проблемы.

Руководитель должен:

• направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы;

• подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие неформальную обстановку.

Ограничения и условия:

• количество участников - 4-15;

• желателен различный уровень их образования и специализации;

• необходимо соблюдать баланс в уровне активности, темперамента;

• время работы - от 15 мин до 1 ч.

Идеи отбирают специалисты - эксперты, осуществляющие оценки в два этапа: вначале отбирают наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем оптимальные, с учетом задачи и цели ее решения.

Обратная “мозговая атака”.

Технология этой формы коллективного взаимодействия предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся.

Правила для участников:

• критикуется, обсуждается и оценивается каждая идея по критериям: соответствия начальным требованиям, возможности ее реализации или отсутствия таковой; реализации по затратам, применимости в другой сфере;

• критика излагается лаконично, позитивно. Идеи, требующие продолжительного времени для обсуждения, рассматриваются позже;

• выступать каждому можно много раз, но лучше по кругу;

• продолжительность выступления - 15-20 мин;

• желательно проводить мероприятие в первой половине дня, в спокойной обстановке.

Преимущества метода:

• возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов;

• совершенствование социально-психологических внутригрупповых процессов.

Недостатки метода:

• позволяет найти идею в общем виде, не гарантируя тщательной ее разработки;

• неприменим при решении проблемы, требующей громоздких расчетов;

• требует хорошей подготовленности руководителя, владеющего навыками организации мыслетехнических, психотехнических процессов в группе;

• не всегда удается преодолеть инерцию мышления (следствие закона инерции).

Метод ключевых вопросов.

Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.

Принципиальные требования к использованию метода:

• проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 

Благотворительные фонды

Благотворительной деятельностью называется деятельность граждан или фирм на бескорыстной, добровольной основе по предоставлению помощи в виде денежных средств, товаров, услуг или оказанию иной поддержки другим гражданам и организациям.

Последствия конфликтов

Спектр последствий конфликтов достаточно представителен. Их можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Имеется семь функциональных последствий конфликта.

Увольнение работника

Одна из важных задач руководителя - вести за собой организацию в процессе выработки иерархических уровней стратегического намерения - стратегической пирамиды, - которая вмещает в себя набор связанных между собой видения, миссии, целей и стремлений.