• дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы;
• целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.
Рекомендации для руководителя:
• должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения проблемы;
• в вопросах должна быть минимальная информация;
• при постановке серии вопросов необходимо:
снижать уровень проблемности задачи;
задавать вопросы, логически увязанные, интересные по форме, побуждающие к возникновению неожиданных взглядов на решаемую проблему;
• необходимо стимулировать как эмпирическое, аналитическое (аксиоматическое), так и диалектическое (творческое) мышление;
• проблему следует разбить на подпроблемы, этапы решения.
Рекомендации для членов группы (аппарата управления):
• запоминать наиболее характерные вопросы и стараться систематизировать их;
• ставить перед собой вопросы:
упрощающие проблему;
позволяющие осмыслить ее с новой неожиданной стороны;
стимулирующие использование имеющихся знаний и выработанных навыков;
разделяющие проблему на подпроблемы;
побуждающие к самоорганизации, самоконтролю.
Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение проблемы и повышающая ее определенность.
Последовательность действий. Необходимо выяснить:
• что неизвестно;
• что дано;
• в чем состоит условие;
• возможно ли удовлетворить условие;
• достаточно ли условие для определения неизвестного (или нет, или чрезмерно, или противоречиво);
• сделать чертеж (рисунок);
• ввести подходящие обозначения;
• разделить условие на части;
• постараться записать их.
Формирование идеи и разработка плана решения:
• как найти связь между данными и неизвестными;
• известна ли какая-нибудь родственная задача;
• нельзя ли ею воспользоваться;
• нельзя ли использовать метод ее решения;
• не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей;
• нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще;
• нельзя ли придумать более доступную задачу, более общую, более частную, аналогичную;
• нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия;
• нельзя ли извлечь что-нибудь полезное из данных;
• все ли данные и условия использованы;
• приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче.
Осуществление плана. Реализуя план решения, контролируйте свои шаги:
• ясно ли Вам, что предпринятый план правилен;
• сумеете ли Вы доказать, что он правилен.
Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли:
• проверить результат;
• проверить ход решения;
• получить тот же результат иначе;
• проверить правильность полученного результата;
• в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат;
• решить задачу, обратную этой.
Метод свободных ассоциаций.
Рекомендации для руководителя:
• не спешить решать задачу (проблему), а попытаться неоднократно ее переформулировать, посмотреть на нее с другой стороны;
• предлагать слово, понятие, попытаться “вызвать” какой-то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы;
• на начальных этапах генерирования идей на основе образования ассоциаций критика запрещена;
• смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро.
Рекомендации для членов группы (аппарата управления):
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|