Обсуждение идей должно происходить быстро, без повторов и дискуссий. Это, с одной стороны, углубляет и расширяет сами идеи, а с другой - обучает участников. Индивидуальные знания и опыт становятся групповыми. В итоге эксперты оставляют 12-15 идей.
. Голосование и ранжирование. Каждому эксперту выдают 8 карточек (6 карточек, если группа состоит из 6-8 человек) и предлагают отобрать 8 наиболее важных идей. Карточки ранжируются: самая важная получает цифру 8, а наименее важная - 1. Из оставшихся шести идей наиболее важной присваивается ранг 7, наименее важной - 2 и т. д. Оценка осуществляется тайно, что усиливает объективность подходов к определению приоритетов, но поскольку ранее эксперты были ознакомлены с мнением остальных (на третьем этапе), это способствует унификации позиций участников;
. подсчет голосов и подведение итогов.
Метод синектики.
Дает возможность получить наиболее оригинальные идеи за счет “обучения” участников использованию в процессе “мозговой атаки” методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.
Условия и требования:
• проблема формулируется в общем (образном) виде;
• обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;
• не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;
• при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;
• выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников;
• критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осуществлять поэтапно:
) анализ каждой выдвинутой идеи;
) группировка и классификация идей;
) критический анализ выдвинутых идей;
) отбор оригинальных, оптимальных решений.
Рекомендации для руководителя:
• применяются все рекомендации методов “мозговой атаки”, аналогии, инверсии, свободных ассоциаций и др.;
• оптимальный состав группы - 3-15 человек с разными способностями, профессиональными интересами и подготовкой;
• необходимо побуждать членов группы к многократному переформулированию проблемы;
• не следует успокаиваться при получении удачной идеи;
• использовать вопросы типа: Ну и что? Как вы себе это представляете? А что здесь нового? А что, если сделать наоборот?
Рекомендации для членов группы:
• максимально использовать личный опыт, знания, умения;
• не прибегать к преждевременным, поспешным формулировкам;
• выдвигая идеи, использовать аналогии, метафоры, инверсию, элементы игры, рассуждения вслух;
• анализировать объект с различных позиций: внешних и внутренних, научных и житейских, в различных ситуациях.
Метод 635.
Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.
Условия: рекомендуемое количество участников - 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться на последующих фазах. Технология позволяет получить до 108 (6 · 3 · 6) предложений.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|