• высказывать, демонстрировать все, что прямо или косвенно вызывает возникновение ассоциаций, идей;
• фиксировать любые идеи, зарождающиеся у коллег;
• после наработки идей систематизировать и классифицировать их;
• посредством критического анализа выбрать наилучшие идеи.
Метод инверсии.
При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом.
Рекомендации для руководителя:
• побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления;
• наряду с прямой задачей выдвигать обратные;
• добиваться диалектики анализа и синтеза рассуждений;
• предлагать членам группы в процессе решения проблемы использовать противоположные процедуры.
Рекомендации для членов группы:
• помнить, что инверсия - поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;
• начинать решать задачу с попытки ее переформулировать;
• ко всякой идее искать контридею;
• решая задачи, стараться использовать противоположные процедуры, средства.
Метод и данная психотехнология позволяют:
• развивать диалектику мышления;
• находить выход из безвыходных ситуаций;
• отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.
Применение этой формы работы с людьми требует развитых творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.
Метод личной аналогии.
При решении задач (проблем) иногда осуществляется замена исследуемого объекта, законы функционирования которого неизвестны, на аналогичный объект с уже известными свойствами.
Этот психотехнический способ позволяет:
• развивать воображение, фантазию (образное мышление) и на этой основе получать оригинальные решения проблем;
• исследовать объекты, не привлекая средства, ресурсы.
В результате успешной мыслительной работы можно получить только идею решения проблемы.
Метод номинальной группы.
Используется для поиска наилучших вариантов решения задач.
Условия и требования:
• привлекаются эксперты, хорошо решающие проблему, но ранее вместе не работавшие;
• участники в процессе совместной работы могут генерировать собственные идеи, но впоследствии, с учетом позиции коллег, их пересматривать;
• состав группы - не более 12-15 человек (минимум - 6-8 человек);
• эксперты не должны быть связаны служебными отношениями;
• продолжительность работы группы - 5 ч (с учетом освоения метода);
• высказанные идеи воспринимаются не только на базе личного отношения к ним, но и с учетом обстановки в группе;
• происходит взаимное “подпитывание” экспертов, в результате чего идея как бы отделяется от авторов.
Этапы работы группы.
Ведущий:
. зачитывает тщательно сформулированное задание экспертам. Эксперты в письменном виде предлагают идеи решения. Процедура длится 20 мин;
. предлагает участникам назвать по одной идее и записать их на доске (вывести на монитор компьютера). Каждый эксперт называет одну идею. По кругу перечисляются идеи, при этом исключаются комментарии к ним и их оценки. Происходит индивидуальный анализ каждой идеи всеми участниками;
. зачитывает первую идею и предлагает каждому высказать свое мнение по одному из четырех вариантов:
• оставить идею в списке;
• уточнить идею, переформулировать, сократить и т. д.;
• объединить с другой идеей;
• вычеркнуть (при полном согласии всех членов группы).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|