Инновации являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий. Предприятия стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления эффективной инновационной деятельности в различных сферах. Эффективная инновационная деятельность включает приобретение дополнительных торговых точек, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, освоение новых видов деятельности, расширение круга поставщиков, расширение внутреннего и внешнего рынков, поиски новаторских идей, решений и предприятий-партнеров аналогичного профиля, создание новых объектов, принадлежащих фирме, совместных предприятий по финансированию и внедрению инновационных проектов.
В практике управления предприятиями инновационная деятельность давно играет одну из ключевых ролей. Эффективное использование нововведений оказалось значительным резервом увеличения экономического роста, тесно связанным с успешными стратегиями роста и конкурентоспособностью фирм.
Целью проведения эффективной инновационной деятельности в пищевой промышленности региона является интенсивное развитие региона, повышение эффективности использования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности пищевой промышленности. Экономическая ценность инновационной деятельности определяется ростом прибыльности, расширением масштабов производства и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала.
Авторы предлагают использовать для оценки эффективности инновационной деятельности пищевой промышленности региона систему взаимосвязанных эффектов:
) научно-технического (эффективность затрат на первом этапе жизненного цикла товара);
) маркетингового (экономия за счет сокращения времени выхода па товарный рынок);
) экологического (снижение загрязнений окружающей среды и повышение безопасности производства);
) регионального (изменение числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами).
Одним из важнейших вопросов теории эффективности следует признать критериальный подход, поскольку при разных критериях имеют место различные показатели эффективности. В основу критериального подхода заложено пять критериев: экономический, научно-технический, ресурсный, экологический и социальный. Такой подход значительно усложняет определение эффективности и нуждается в такой методике, которая сначала определяла бы оптимальные варианты в каждой из указанных сфер, а затем давала возможность интегрировать их данные.
Проектирование и производство пищевых продуктов в настоящее время ведется с достаточно глубоким всесторонним анализом запросов потребителя. Для него характерны особенности, оказывающие существенное влияние на проведение инновационной деятельности.
. Ускоренная модернизация производимого продукта.
.1 Определение и развитие отдельных свойств выпускаемых изделий, которые выгодно отличают их от продукции конкурентов.
.2 Формулирование сравнительных преимуществ своей продукции в виде лозунгов, правил, которыми должны следовать все работники предприятия при производстве и сбыте изделий.
.3 Снижение затрат на производство и сбыт продукции.
.4 Повышение технических характеристик изделий, доведение их до мирового уровня.
.5 Упрощение технологических процессов, составных элементов и операций на основе функционально-стоимостного анализа и обеспечение на основе этого экономии средств на автоматизацию производства.
.6. Применение метода базовых моделей для ускоренного создания и освоения новых изделий по заказам потребителей.
.7 Совершенствование системы обслуживания продукции у потребителя, улучшение сервиса.
.8 Установление цен в соответствии с конъюнктурой рынка.
Активный поиск рынков сбыта.
. Организация службы маркетинга.
. Создание внешнеторговой фирмы-подразделения, обеспечивающей внешний маркетинг, и сети экономических связей в регионе.
. Проведение маркетинговых исследований, изучение рыночных условий, покупателей, товаров, конкурентов.
. Активный поиск своей "ниши" на региональном рынке.
. Разработка гибкой экономически обоснованной ценовой политики в соответствии с конъюнктурой рынка.
|