Как будущему управленцу мне было интересно, какие конфликты чаще всего встречаются в управленческой практике. Для этого я подобрала интересную методику, главной целью которой является проведение теста с целью выявления основных конфликтных ситуаций в процессе работы.
Основные задачи данной методики:
сделать вывод о том, какие стороны в деятельности руководителя в наибольшей степени вызывают конфликтные переживания, что дает возможность определить пути и специфику индивидуальной работы с управленцем;
получить целостное представление о состоянии взаимоотношений конкретного управленца в системе управления, о его трудностях и проблемах в этом плане;
диагностировать неблагополучные, слабые звенья в системе управления путем сравнительного анализа актуальных проблем роли руководителя у начинающих и опытных, успешных и неуспешных руководителей и т.д.
Данный тест был предложен в два коллектива. Моим изначальным вариантом было проведение исследований на примере иерархии в университете: "Проректор - декан - заместитель декана - куратор - староста". Но эта методика показалась моим респондентам не очень корректной, затратной по времени и неинтересной.
Попытка проведения исследований во втором коллективе оказалась успешной. На мои вопросы согласились ответить пять сотрудников Администрации Черепановского района Новосибирской области с условием, что я предоставлю результаты теста и пути выхода из ролевых конфликтных ситуаций.
Инструкция к тесту
В данной методике предлагается перечень суждений, отражающих ситуации, с которыми руководитель первичного звена управления встречается в своей повседневной работе. Необходимо внимательно прочитать суждения и ответить, в какой мере каждое из них вызывает негативное отношение, эмоциональную напряженность и конфликтные переживания. Возможные следующие ответы:
§ "в очень высокой степени",
§ "в высокой степени",
§ "в средней степени" (иногда вызывают эмоционально напряженные и конфликтные переживания, иногда - нет),
§ "в слабой степени",
§ "в очень слабой степени" (я совсем безразличен к этим ситуациям).
Тестовый материал
1) Мне случается действовать в условиях, когда люди, чьи мнения мне приходится учитывать (чьи мнения для меня важны), имеют противоположные представления (мнения) о том, как я должен действовать.
) Бывает, что руководство требует от меня выполнения плана любой ценой, а исполнители ждут от меня чуткого и внимательного отношения к себе.
) Мне приходится решать вопросы, когда у исполнителей и руководства различное понимание конкретных ситуаций, целей, задач и сроков их выполнения.
) Бывает, что руководство и исполнители имеют противоположное (разное) мнение о том, какие воздействия (руководства) на группу я должен применять.
) Руководство считает, что я должен обладать настойчивостью, умением требовать, исполнители считают, что я должен, прежде всего, быть чутким, внимательным, входить в "их положение".
) Случается, что разные представления о моих обязанностях у руководства и исполнителей доставляют мне много хлопот, неприятностей.
) Бывает, что я получаю одновременно два или более срочных задания от руководителей разного уровня управления (например, от непосредственного и вышестоящего или от начальника и его заместителей). Оба считают свое задание первоочередным.
) Случается, что когда я применяю "мягкие" меры воздействия, мной недовольно руководство, а если "жесткие", то исполнители.
) Мне приходится работать в ситуациях, когда исполнители ждут от меня одного решения, а руководство другого.
) При решении вопросов мне приходится совершать такие поступки (действия), которые признаются одними людьми и отвергаются другими, причем мнение и тех и других я должен учитывать в одинаковой степени.
) Бывает, что я должен одновременно удовлетворять требованиям (ожиданиям) и руководства, и исполнителя, а они не всегда совпадают.
) Иногда знаешь, что нельзя так делать, но в интересах дела, производства приходится поступать (выполнять).
) Бывает, что заработная плата не компенсирует моих усилий по выполнению моих обязанностей.
) Я чувствую, что у меня слишком много обязанностей и маловато прав.
) Случается, что я должен и имею право наказать за проступок "по всей строгости закона", а обстоятельства таковы, что приходится ограничиваться только разговором или другим легким наказанием.
) Мне приходится требовать соблюдения трудовой дисциплины в условиях неритмичности и простоев производства.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|